Страница 1 из 1

Культовое кино

СообщениеДобавлено: 28-06, 14:53
Господин ПЖ
КУЛЬТОВОЕ КИНО

Подготовил Стас ТЫРКИН.

Скольких пацаков и чатлан "Кин-дза-дза!" еще превратит в людей!
Ровно 15 лет назад режиссер Данелия снял этот нашумевший фильм
Все популярные фильмы делятся на всенародно любимые и культовые. Культовые - это
такие, которые любит не весь народ, а лишь какая-то его часть. Эти люди говорят
фразами из обожаемого фильма, видеокассету с ним пересматривают бессчетное число
раз. 15 лет назад всенародно любимый комедиограф Георгий Данелия снял
страшноватую фантастическую притчу под странным названием "Кин-дза-дза!",
которая неожиданно стала типично культовой.
Сегодня мы с помощью создателей картины можем проследить, как складывалась
судьба фильма на планете Земля (номер 013 в тентуре).
Сотворение Плюка
Из разговора с Георгием Данелия, режиссером и соавтором сценария:
- Я улетал из Тбилиси, провожал меня сценарист Резо Габриадзе. Мы с ним начали
болтать, и вдруг у нас сама собой "наболталась" история о том, как два человека
оказались на другой планете. То, что мы писали два месяца, пришлось выкинуть:
история никуда не вела. И вот тогда-то я набросал эскиз ракеты - пепелаца. Все
много раз менялось, но именно такой пепелац через несколько лет появился у нас в
картине. Над сценарием мы работали долго. У меня, в Москве. Но потом у меня
начался ремонт, и мы перебрались в гостиницу грузинского постпредства, где жил
Резо. А там окна выходят на посольство какой-то африканской страны. И вот, когда
мы уже потеряли счет времени, я спрашиваю у Габриадзе: "Резо, сколько времени мы
пишем сценарий?" Он говорит: "Вон, видишь, там у посольства постовой стоит?" Я
говорю: "Вижу". "А в каком он чине?" - спрашивает Резо. "Ну, старший лейтенант",
- говорю я. "А когда мы начинали, он был сержант", - отвечает Резо.
Из разговора с Юрием Яковлевым, исполнителем роли пацака Би:
- В сценарии я ничего не понял. Но на роль инопланетянина тем не менее
согласился. По одной простой причине - очень хотелось сниматься у Данелия. В
любом качестве. Данелия очень долго объяснял мне, чего он от меня хочет. В
конечном счете я ему просто доверился - его авторитету, его таланту.
Из разговора с Павлом Лебешевым, оператором-постановщиком:
- Сценарий "Кин-дза-дза!" не был для меня таким уж непривычным. Фантастику я
всегда любил. Хотя для меня это была реальная история. В сценарии Данелия и
Габриадзе все настолько похоже на нашу жизнь, на весь маразм, который нас
окружал, на всю эту затхлость и ужас, с этими ПЖ - власть имущими, купающимися в
бассейнах, когда у народа нет воды, - что у меня не было никаких сомнений: в
сценарии было выведено наше общество.
Из разговора с Георгием Данелия:
- Почему в начале 80-х вы вдруг ощутили тягу к такому странному жанру, как
фантастическая комедия?
- Вовсе не для того, чтобы что-то такое сказать эзоповым языком или спрятать
фигу в кармане. Я, если уж что говорил, всегда говорил прямо. Просто мы спросили
сами себя: вот человечество все ждет откуда-то высокоцивилизованных пришельцев,
а откуда им взяться? Нас вдруг осенило: раз уж Вселенная бесконечна, то и таких
созданий, как люди, тоже рассеяно бесконечное множество. И мы задали себе
вопрос: до чего дойдет цивилизация, если она будет развиваться тем же путем, что
и наша?
- Как проходил столь необычный для того времени сценарий через Госкино, как его
оценивали чиновники?
- Кому я ни давал читать сценарий, в нем никто ничего не понимал: "Какие-то
чатлане, пацаки, ку!" Тогдашний министр кино Камшалов, так тот просто сказал
мне: "Если бы это был не твой сценарий, я эту х..ню бросил бы читать на первой
странице!" А так ему пришлось дочитать до конца и, хоть он и ни бельмеса не
понял, все-таки запустить фильм.
Поисками пепелаца занимался КГБ
Из разговора с Павлом Лебешевым:
- В Госкино сидели одни идиоты! На сто чиновников - 98 идиотов! Но если бы они
были нормальными людьми, они бы просто не дали снимать это кино. Потому что
более антисоветского, революционного - по всем понятиям - сценария я в жизни
своей не читал!
Из разговора с Георгием Данелия:
- На всех этапах работа шла очень трудно. Прошел год - ничего из реквизита нет.
Я пошел к начальству, но там ничего не сделали. Тогда я решил ехать в экспедицию
с тем, что было.
Съемки шли так, что временами казалось, что ребята с планеты Плюк как-то узнали,
что мы снимаем про них картину, и принялись всячески нам мешать... То декорация
у нас горела, то пепелац вместо Каракумов отправили во Владивосток. Нашли его
только через полтора месяца при помощи КГБ. Железнодорожники ответили, что они
за пепелацы никакой ответственности не несут. А мы вместо того чтобы снимать в
пустыне весной, попали в самое пекло!
Костюмов не было. Вот что надето на Леонове: ботинки - из картины "Тиль
Уленшпигель". Матросские брезентовые брюки. Взяли какое-то зимнее белье, прожгли
ворс и покрасили в коричневый цвет, натянули ему на туловище. Потом еще нам
летчики со сверхзвуковых самолетов подарили старые летные костюмы. Если их
разобрать, получится масса интересных вещей. Вот на голову Леонову мы и
надели... гульфик от этого самого костюма. Мы жили в Небит-Даге. Там находится
военный аэродром, а на свалках повсюду разбросаны потрясающие атрибуты. И я
постоянно рылся на свалке, группа в ужасе хватала меня за руки: свалки кишели
скорпионами. И вот я нашел там кусок какой-то ткани и прилепил на жопу Леонову!
А костюм для Яковлева я самолично красил в пустыне в ванне с чернилами.
Однажды нам нужно было срочно снять одну из важных сцен. Я приезжаю на съемку, а
на площадке - никаких декораций, один только администратор стоит. И грустно так
говорит, что декорации выехали, но, скорее всего, застряли в песках. Ну что
делать? Мы сели на машину, проехали по пустыне километров сорок и напали на
какую-то свалку, куда выкидывали детали от нефтяных вышек - такие ржавые,
похожие на кресты! Я был в полном восторге! Но их же нужно было еще вывезти!
Таксист-туркмен обещал помочь с краном. И вот останавливает он одного туркмена,
начинает его уговаривать, бурно руками размахивает, а я из всего речевого потока
понимаю только "Леонов... Леонов... Леонов". Так мы и перевезли эти два креста,
в декорации из которых и сняли всю сцену.
Жар камеру не ломит
Из разговора с Юрием Яковлевым:
- График съемок был суровый: утром в 6 утра - выезд в пустыню, иначе снимать
нельзя, жара страшная. Днем температура песка доходила до 80 - 90 градусов.
Работать было трудно. "Кин-дза-дза!" - самая тяжелая, самая страшная моя
картина. Каждые 2 - 3 дня я летал в Москву и обратно: продолжал играть спектакли
в Театре Вахтангова. И так все лето и осень.
Из разговора с Георгием Данелия:
- Помимо натуры, было у нас еще и несколько интерьеров. И каких! Мы снимали в
местах, куда точно не ступала нога ни одного режиссера. В местах, покрытых
вековой пылью. Например, на колосниках павильона. А эпизод, в котором герои в
клетке поют "Мама, мама, что я буду делать", мы снимали под вращающейся сценой
Театра Армии.
- Говорят, американцы возжелали узнать секрет использованных вами
спецэффектов...
- Их больше всего поразила дешевизна. Еще на предварительных стадиях мы решили,
что не будем повторять то, что уже было во многих фильмах - все эти
суперсовременные летательные аппараты и прочие атрибуты будущего. Раз уж на
нашей планете Плюк все загнивает, то и это все должно быть жуткое, ржавое. Как
вы понимаете, в наших условиях этого добиться не так трудно.
Из разговора с Юрием Яковлевым:
- Со сценарием случались большие накладки. За день до съемок Данелия раздавал
актерам текст сцены, мы за ночь его выучивали. Но за ночь он успевал полностью
переписать сцену и утром, как ни в чем не бывало, подсовывал совершенно новый
текст нам. Не могу сказать, чтобы актерам это так уж нравилось. Текст-то был,
мягко говоря, нестандартный.
Культовые фильмы иногда проваливаются
Из разговора с Георгием Данелия:
- На премьере в Доме кино фильм полностью провалился. Пошли письма возмущенных
зрителей с вопросами типа: куда смотрит правительство? на что тратятся народные
деньги? кто позволяет хорошим артистам сниматься в такой ерунде? как не стыдно
режиссеру морочить голову советскому народу, и проч.
Из разговора с Юрием Яковлевым:
- Когда я впервые увидел картину, я опять-таки в ней ничего не понял. И был
вообще страшно разочарован и в Данелия, и в себе. Реакция на фильм была, мягко
говоря, очень неоднозначной.
Из разговора с Георгием Данелия:
- В отличие от моих коллег Параджанова или Тарковского мне в общем-то никогда не
было плевать, уходят с моих фильмов зрители или нет. Я всегда стремился достичь
уровня Чаплина, когда картину понимает и самый умный зритель, и не самый
умный...
С "Кин-дза-дзой" в конечном итоге все так и вышло. Среди массы ругательных писем
было и несколько хвалебных. Читаю, например, одно письмо: "Уважаемый Георгий
Николаевич! Мы пристально следим за вашим творчеством. Нам очень нравятся ваши
картины, в особенности "Кин-дза-дза!", где вы предрекаете будущее нашей планеты.
Мы слышали резкие высказывания в адрес картины, не обращайте на них никакого
внимания!" И подпись: ученики 4-го класса такой-то школы. А с другой стороны,
академик Лихачев написал где-то, что это блестящий фильм. Не скрою, оценка
человека такого масштаба была мне очень приятна.
Из разговора с Юрием Яковлевым:
- Старшее поколение картину не приняло. Но при этом молодежь от 12 и старше и
тогда, и сейчас принимает фильм совершенно на "ура". Мой младший сын, которому
сейчас 30, всегда считал и до сих пор считает "Кин-дза-дзу!" лучшим фильмом
Данелия.

СообщениеДобавлено: 28-06, 14:55
Господин ПЖ
Из разговора с Георгием Данелия:
- Фильму 15 лет. Сбываются ли заложенные в него прогнозы?
- К сожалению, все сбывается: у нас есть теперь пацаки, есть чатлане. Словарный
запас уменьшился, скоро останутся только "ку" и "кю".
С композитором Гией Канчели мы специально добивались очень противного звука в
фонограмме фильма - чтобы как бритвой по стеклу, чтобы мурашки шли по телу и
чувство отвращения поднималось в душе. Но когда я сейчас слушаю в машине музыку
к фильму, отвращения у меня нет. Может быть, потому что в реальной жизни все
гораздо ужаснее?
Послесловие
Большинство создателей "Кин-дза-дзы" все эти 15 лет продолжали активно
заниматься творческой деятельностью. Георгий Данелия поставил еще несколько
замечательных фильмов, а недавно закончил новую картину - "Фортуна" - с
Вахтангом Кикабидзе в главной роли. Павел Лебешев снял самые успешные фильмы
последних лет - от "Кавказского пленника" до "Сибирского цирюльника". Станислав
Любшин уцелел в последних чистках во МХАТе, вызванных приходом нового
руководства. Юрий Яковлев продолжает служить в Театре Вахтангова. Исполнитель
роли Гедевана, Леван Габриадзе, живет ныне в Чехии. И все они, и мы храним
светлую память об актере милостью Божией - Евгении Павловиче Леонове.

СообщениеДобавлено: 14-08, 16:37
Тачаночница
Ку с многократными приседаниями, т.к. это первое сообщение пацачки. :ku:

Если флуд и боян (новости больше 2-х лет), то просьба к г-ну ПЖ переместить в другую ветку.

"Данелия раскрыл секреты фильма "Кин-дза-дза"
http://www.podrobnosti.ua/culture/movie ... 17366.html