Школа манипулятивных техник

Здесь обсуждаем серьезные темы прикладной направленности, делимся мнениями, методиками, ссылками, статьями.

Модератор: Эцилоппы

Школа манипулятивных техник

Сообщение Господин ПЖ » 26-07, 19:05

Автор выражает особую благодарность Наталье Барановой за помощь в подготовке оглавления.


В этой теме будет рассмотрено множество приемов манипулирования и методы противодействия им.

Под словом манипуляция здесь и далее понимается скрытое воздействие на человека или группу людей (жертву) с целью добиться их определенного поведения, необходимого исполнителю манипуляции (манипулятору).

Пример: "Вася, уступи мне место" - не манипуляция, а явное воздействие (просьба). "Есть тут мужчины или нет?" - манипуляция, имеющая целью то же самое поведение, что и в предыдущем примере, но воздействие скрытое. Жертве предлагается испытать чувство стыда за несоблюдение подразумеваемых правил джентьменского поведения и уступить даме место.

Манипуляции: это хорошо или плохо?


На мой взгляд, здесь правильный ответ таков: с какой целью?
Манипуляция, в результате которой всем сторонам стало не хуже, чем было, а некоторым - лучше, на мой взгляд, хорошо. Все прочее сильно зависит от того, насколько и кому стало лучше или хуже и т.д. Можно в каждой ситуации пытаться вычислить общий балланс добра, но на мой взгляд это дело весьма бесполезное и зачастую страшно трудоемкое - ведь надо учесть изменения для всех участвующих сторон, а их бывает очень много, кроме того не всегда понятно, что есть "лучше", а что есть "хуже" - то что плохо сиюминутно бывает хорошо в дальней перспективе (сломал ногу - опоздал на самолет - самолет разбился).

Так что я предлагаю относиться к манипуляциям нейтрально, как к инструменту, коим они и являются. Ножом можно резать хлеб, а можно убивать людей. Это не значит, что нож сам по себе плох. Так и здесь. Нужно лишь знать как им пользоваться и как от него защищаться.

Об этом и пойдет речь в этой теме.

Содержание:
Метод 1. Программирование восприятия
Метод 2. Создание первичного настроя.
Метод 3. Информационно-временной дефицит
Метод 4. Отказ от возвратов к материалу
Метод 5 Организация перепалки.
Метод 6. Перерыв в нужном месте
Метод 7. Избирательное приглашение к дискуссии
Метод 8. Не давать говорить
Метод 9. Нарушение клятв
Метод 10. Переход на личности
Метод 11. Выдергивание из контекста
Метод 12. Навязывание эксперта
Метод 13. Изматывание второстепенными вопросами
Метод 14. Предоставление неполного комплекта материалов
Метод 15. Заваливание информацией
Метод 16. Увод дискуссии в сторону
Метод 17. Воодушевление грандиозностью
Метод 18. Заумные термины
Метод 19. От малых уступок к большим
Метод 20. Ошеломление темпом
Метод 21. Многовопросье
Метод 22. Гнетущее безмолвие
Метод 23. Торможение
Метод 24. Выведение из себя
Метод 25. Использование лозунгов
Метод 26. Домыслы
Метод 27. Намек на высшие интересы
Метод 28. Неприятные известия
Метод 29. Обвинение в наивности
Метод 30. Игнорирование собеседника
Метод 31. Многократное повторение.
Метод 32. Недомолвки со ссылкой на высшие причины.
Метод 33. Ссылка еа авторитет
Метод 34. Рассеивание внимания по нескольким направлениям
Метод 35. Пресуппозиции
Метод 36. Подразумеваемые ожидания
Метод 37. Лесть
Метод 38. Обвинение в некомпетентности
Метод 39. Претензии к форме подачи материала
Метод 40. Мудрость в деталях
Метод 41. Игнорирование смысла высказывания
Метод 42. Позиция оскорбленности
Метод 43. Самомаркировка авторитетности
Метод 44. Доверительное высказывание
Метод 45. Выгодное использование аргументов
Метод 46. Односторонняя аргументация
Метод 47. Противоставление сильного – слабому
Метод 48. Избирательное опровержение аргументов
Метод 49. Бесконечное уточнение
Метод 50. Искаженное резюмирование
Метод 51. Ссылка на непрактичность
Метод 52. Вымогательство согласия
Метод 53. Ссылка на ранние высказывания
Метод 54. Навешивание ярлыков
Метод 55. Противопоставление истины и пользы
Метод 56. Лексическое облагораживание
Метод 57. Мнимая поддержка
Метод 58. Обратное желание
Метод 59. Провокация защиты и подсовывание аргумента
Метод 60. Упрек в навязывании личного мнения
Метод 61. Тезисный гамбит
Метод 62. Былые оплошности
Метод 63. Укор в нарушении общепринятого
Метод 64. Апелляция к поддерживающему свидетелю
Метод 65. Умалчивание
Метод 66. Пререкание, скептические реплики
Метод 67. Ссылка на неконкретные источники
Метод 68. Ложь
Метод 69. Ложные посулы
Метод 70. Поощрение с угрозой
Метод 71. Довод к власти
Метод 72. Риторические вопросы
Метод 73. Призыв к состраданию
Метод 74. Масштабные заявления, отрицание мелких фактов[/ur]
[url=http://215vtenture.ru/viewtopic.php?p=1653#p1653]Метод 75. Скрытые генерализации

Метод 76. Приписывание качеств, причисление к группе
Метод 77. Обвинение в использовании обстоятельств
Метод 78. Требование однозначного ответа
Метод 79. Призыв к сиюминутной выгоде
Метод 80. Призыв к здравому смыслу
Метод 81. Призыв к верности
Метод 82. Ссылка на общество
Метод 83. Отказ обосновывать в пользу требования опровергнуть
Метод 84. Последнее слово
Метод 85. Ссылки на возраст
Метод 86. Создание неблагоприятных аналогий ("также говорил Гитлер")
Метод 87. Создание ложных альтернатив
Метод 88. Домысливание за оппонента и уничтожение собственного домысла
Метод 89. Давление большинством
Метод 90. Подмена тезиса обсуждения
Метод 91. Расщепление понятий
Метод 92. Гнилая селёдка
Метод 93. "40/60"
Метод 94. Большая ложь
Метод 95. Абсолютная очевидность
Аватара пользователя
Господин ПЖ
Губернатор планеты Плюк
Губернатор планеты Плюк
 
Сообщения: 3730
Зарегистрирован: 06-06, 12:40
Откуда: Планета Плюк, 215 в Тентуре, галактика Кин-дза-дза в Спирали

Сообщение Господин ПЖ » 26-07, 19:06

Метод № 1. Программирование восприятия

Суть метода в том, что человеку не имеющему представления о каком-то объекте (человеке, явлении, процессе, группе и т.п.) с помощью специально подобранных примеров, эпитетов, оборотов, даже при помощи мимики и жестов программируют восприятие этого объекта. Программирование может быть как позитивное, так и негативное.

Простой пример: если мать дочке изо дня в день внушает, что секс - это плохо, грязно, аморально и т.п., то ее восприятие секса (когда она с ним вплотную столкнется) уже будет негативно запрограммировано. И с гарантией можно утверждать, что личная жизнь у девушки не сложится (если она не научится противодействовать этому программированию, перепрограммировать себя) и она навсегда останется привязанной к маме (чего собственно и добивается мама-манипулятор).

Противодействие программированию восприятия может быть основано на сборе информации из различных источников. Отказ от привычки слепо верить всему, что тебе говорят, проверять информацию, не сотворять себе кумиров (чье мнение неоспоримо) и другие техники могут помочь в блокировании этого воздействия. Лучший блок на пути манипуляторов-программистов - независимое мышление, критичность восприятия, самостоятельность и зрелость суждений.
Аватара пользователя
Господин ПЖ
Губернатор планеты Плюк
Губернатор планеты Плюк
 
Сообщения: 3730
Зарегистрирован: 06-06, 12:40
Откуда: Планета Плюк, 215 в Тентуре, галактика Кин-дза-дза в Спирали

Сообщение Господин ПЖ » 27-07, 11:46

Метод № 2. Создание первичного настроя.

В прошлом выпуске мы познакомились с методом "программирование восприятия". В этом выпуске мы подробно рассмотрим один из его частных случаев: создание нужного первичного настроя. Известно, что первое впечатление от встречи с объектом (человеком, понятием, явлением и т.п.) определяет в значительной мере все дальнейшее взаимодействие с ним. Задача манипулятора - подготовить такой настрой встречающего, чтобы он получил не свое субъективное, а нужное манипулятору первичное восприятие объекта.

Два наглядных примера:

Эксперимент: совершенно одинаковых студентов разделили на 2 группы. Преподавателям сказали, что в одной группе - отличники, а в другой - неучи и безделельники. Через некоторое время сверили результаты. Оказалось, что средние оценки первой группы значительно выше, чем во второй. Дело не в том, что они хуже занимались, а в том, как отнеслись к ним преподаватели.

И хотя преподаватели - обычно люди неглупые, но запрограммировать им восприятие оказалось совсем не сложно.

Очевидно, у преподавателей был создан нужный экспериментаторам первичный настрой. И в дальнейшем общении со студентами они уже видели ситуацию через расставленные им фильры восприятия - к 1-й группе через розовые, ко 2-й - через черные.

В одном дворце культуры было два зала. И так получилось, что одновременно были назначены два мероприятия: встреча с серьезным профессором и встреча с юмористом. Так получилось, что случайно были перепутаны аудитории. Итак, в зал заходит профессор. И любая его фраза вызывает хохот в зале. Причем, чем больше недоумевает и злится на публику профессор, тем громче хохот в зале. Во втором зале наблюдалось другое: бедный юморист не мог выжать из публики ни одной улыбки.
Аватара пользователя
Господин ПЖ
Губернатор планеты Плюк
Губернатор планеты Плюк
 
Сообщения: 3730
Зарегистрирован: 06-06, 12:40
Откуда: Планета Плюк, 215 в Тентуре, галактика Кин-дза-дза в Спирали

Сообщение Господин ПЖ » 28-07, 10:29

Метод №3. Информационно-временной дефицит

Этот прием обычно проходит в очных дискуссиях, когда у противника нет времени для проверки предоставляемой манипулятором информации, поиска иных источников информации и формирования собственного объективного взгляда на предмет обсуждения.

Подготовленный манипулятор закидает вас сотнями фактов (возможно специально подобранных, возможно частично или полностью выдуманных), не давая вам опомниться будет продавливать ваше согласие с его тезисами. Решающее значение имеет быстрота и натиск.

Противостоять этому можно тщательной заблаговременной подготовкой к обсуждению, настаиванием на перерыве в дискуссии, для проверки предоставленной информации. Жесткой остановке информационного потока противника.

  • Некоторые манипуляторы так ловко начинают атаку, что просто не дают вам вставить даже слово в дискуссию. Вы не успеваете опомниться, как уже проиграли. Предлагаю в этом случае такой жест: выставленная рука, ладонью в сторону противника - вы как бы отгораживаетесь от его потока и требуете его остановить. Можно попробовать, повысив голос, перекричать противника, заставить остановиться и дать вам слово, и говорить спокойно и взввешенно, запрещая себя перебивать.
Если дискуссия вам навязанна, а вы к ней не готовы, не стесняйтесь ее прервать, отложить, перенести. Вы имеете на это право. Вы имеете право вообще от нее отказаться.

  • Я вот обычно отказываюсь от дискуссии с "кликушествующими" бабушками в электричках. И вам советую. Ибо вы не выиграете эту дискуссию никогда. Да и зачем вам это?


Кстати, в форумном общении этот трюк заведомо обречен на провал. Информации в интернете - море. Искать ее легко. Заставить отвечать немедленно никто не может. Так что один из замечательных методов противодействия этому манипуляционному приему - перенос дискуссии в эпистолярный режим (письменное общение).
Аватара пользователя
Господин ПЖ
Губернатор планеты Плюк
Губернатор планеты Плюк
 
Сообщения: 3730
Зарегистрирован: 06-06, 12:40
Откуда: Планета Плюк, 215 в Тентуре, галактика Кин-дза-дза в Спирали

Сообщение Господин ПЖ » 29-07, 10:03

Метод №4. Отказ от возвратов к материалу

Этот прием, также как и предыдущий, работает в основном в очной устной дискуссии. Заключается он в том, что обсуждение некоторого материала обрывается и ведется критика материала в целом. На попытки оппонента уточнить, что именно плохо, привести примеры, вернуться к обсуждению материала, критик отвечает решительным отказом.
  • Я не читал Сыроежкина, но все равно осуждам!
Манипулятор понимает, что возвращение к материалу не в его пользу. Иногда собственно материал даже не обсуждается - выводы уже сделаны и задача манипулятора их продавить.

Ключевые фразы этого приема:
  • Все что там написано - чушь собачья (и коша мочачья)
  • Я даже и вспоминать про это не хочу
  • Sapienti sat (понимающему достаточно, лат.) - "интеллигентский" вариант
  • Не читал и читать не буду
  • Да это же и так понятно (и ежу понятно)
  • Не пудрите мне мозги
  • и т.д. и т.п.


В целом, схема такова:

(материал) ==> (выводы) ==> (обсуждение выводов)

При этом выводы вполне могут быть сделаны с подтасовкой или непреднамеренной ошибкой. Суть в том, что выводы должны быть выгодны манипулятору и все дальнейшее обсуждение строится уже на них. А возврат к материалу манипулятору невыгоден ибо может выплыть ошибочность выводов. Поэтому, если материал не доступен оппоненту манипулятор всеми силами его скрывает, если доступен - просто отказывается к нему обращаться. Возможно и с помощью метода 3 (информационно-временной дефицит).

Бороться с этим приемом можно либо твердым отказом обсуждать выводы без обращения к исходному материалу, либо тщательной подготовкой к дискуссии и изучением исходного материала заблаговременно и подготовкой собственных выводов.
Аватара пользователя
Господин ПЖ
Губернатор планеты Плюк
Губернатор планеты Плюк
 
Сообщения: 3730
Зарегистрирован: 06-06, 12:40
Откуда: Планета Плюк, 215 в Тентуре, галактика Кин-дза-дза в Спирали

Сообщение Господин ПЖ » 30-07, 22:09

Метод №5 Организация перепалки.

Этот метод позволяет свести обсуждение вопроса к банальной ругани, в которой манипулятор одерживает "победу" просто потому, что оппонент не готов продолжать дискуссию в таком режиме. От рациональных аргументов, обсуждения тезисов, анализа фактов дискуссия переходит к обмену гневными филиппиками, оскорблениями, к бесконтрольному выходу эмоций и т.п.

Для реализации этого приема очень полезен прием №10 (переход на личности) и особенно прием №61 (переход на личность оппонента).
Аватара пользователя
Господин ПЖ
Губернатор планеты Плюк
Губернатор планеты Плюк
 
Сообщения: 3730
Зарегистрирован: 06-06, 12:40
Откуда: Планета Плюк, 215 в Тентуре, галактика Кин-дза-дза в Спирали

Сообщение Господин ПЖ » 31-07, 10:58

Метод №6. Перерыв в нужном месте

Это распространенный прием в очных дискуссиях. Когда участник спора видит, что его аргументы исчерпаны, противник побеждает, зрители на его стороне, крыть больше нечем и он приперт к стенке, остается один выход - перерыв в нужном месте.

Любыми правдами и неправдами манипулятор откладывает дискуссию и за время перерыва запасается новыми аргументами, материалами и т.д. Перерыв позволяет нивелировать эмоциональный накал оппонента, смазать впечатление от его победы, и т.д.

С другой стороны, этот прием позволяет бороться с манипуляционными методами № 3 (информационно-временной дефицит), 5. (Организация перепалки), 8. (Не давать говорить), 13. (Изматывание второстепенными вопросами), 15. (Заваливание информацией), 20. (Ошеломление темпом), 21. (Многовопросье), 24. (Выведение из себя), 52. (Вымогательство согласия), 78. (Требование однозначного ответа), 92. (Давление большинством)
Аватара пользователя
Господин ПЖ
Губернатор планеты Плюк
Губернатор планеты Плюк
 
Сообщения: 3730
Зарегистрирован: 06-06, 12:40
Откуда: Планета Плюк, 215 в Тентуре, галактика Кин-дза-дза в Спирали

Сообщение Господин ПЖ » 01-08, 12:25

Метод №7. Избирательное приглашение к дискуссии


Этот метод работает как на форумах, так и в очных дискуссиях. Суть метода заключается в том, что к дискуссии приглашаются либо только сторонники позиции манипулятора, либо еще заведомо слабые противники, которых ничего не стоит разнести в пух и прах.

Этот метод имеет еще один подраздел: Навязывание эксперта (о нем мы поговорим в 12-м выпуске).

Есть еще способ психологического оправдания такого избирательного приглашения: все сторонники позиции манипулятора маркируются как "толковые люди", а дальше задается риторический вопрос: зачем приглашать бестолковых?

Итак, основные моменты метода:

  • Приглашать сильных сторонников
  • Приглашать слабых противников
  • Навязывать своих экспертов
  • Препятствовать приглашению сильных противников
  • Маркировка сторонников как "толковых" (достойных, разумных, компетентных и т.п.) людей
  • Маркировка противников, как людей некомпетентных
Аватара пользователя
Господин ПЖ
Губернатор планеты Плюк
Губернатор планеты Плюк
 
Сообщения: 3730
Зарегистрирован: 06-06, 12:40
Откуда: Планета Плюк, 215 в Тентуре, галактика Кин-дза-дза в Спирали

Сообщение Господин ПЖ » 02-08, 11:26

Метод № 8. Не давать говорить

Этот прием очень эффективен в очных дискуссиях (ссорах, скандалах, разборках и т.п.). Манипулятор начинает забрасывать противника вопросами, тезисами, обвинениями, фактами, домыслами и пр. с таким темпом, что противник не может вставить в свою защиту ни единого слова. В итоге, противник оказывается проигравшим.

Другой вариант применения этого метода - начинать говорить как только оппонент откроет рот, чтобы что-то сказать, т.е. постоянно перебивать его. Этот хамский манипуляционный прием используется довольно часто. И, помимо прочего, выводит оппонента из себя и деморализует его.

Что можно этому противопоставить:
1. Аппеляция к арбитру дискуссии (если таковой имеется), ссылка на регламент
2. Протестующий жест рукой, требование слова (ладонь прямая, протянута на вытянутой руке к оппоненту, как бы перекрывая поток его фраз)
3. Повышение голоса с цель перехватить инициативу в диалоге
4. Демонстративный отказ от дискуссии (уход, игнорирование оппонента - отвернуться и т.п.)
5. Оригианльный методы. Например, поднять плакат с надписью "Прошу слова".
6. Не давать себя перебивать жестким требованием выслушать.

Анекдот в тему:

Если человеку долго не давать возразить, он забудет все свои аргументы, и врежет молча.
Аватара пользователя
Господин ПЖ
Губернатор планеты Плюк
Губернатор планеты Плюк
 
Сообщения: 3730
Зарегистрирован: 06-06, 12:40
Откуда: Планета Плюк, 215 в Тентуре, галактика Кин-дза-дза в Спирали

Сообщение Господин ПЖ » 03-08, 11:56

Метод №9. Нарушение клятв

КЛЯСТЬ кого, кляти церк. проклинать, анафемить; ругать, бранить; желать кому зла, ненавидеть кого. Он его в душе клянет. (Словарь Даля)

Клятва - это обещание, подкрепленное обязательством быть проклятым в случае его нарушения. Проклятие означает возможность нарушившего клятву клясть (см. выше).

Принятие на себя такого обязательства придает обещанию особый вес и резко повышает степень доверия. Недаром слово "клянусь" является центральным в любой присяге: от присяги солдата до присяги президента.

Однако это свойство клятвы может использоваться спекулятивно в манипуляциях. Манипулятор спокойно и без тени сомнения может поклясться в чем угодно с целью повысить степень доверия к своим словам и добиться желаемой цели. А потом, если это обещание ему чем-то неудобно, он его, не моргнув глазом, нарушает.

  • В этом и заключается манипуляционный прием №9 Нарушение клятв.

Противопоставить этому приему можно систему проверки репутации. Если человек неоднократно замечен в нарушении клятв, цена его обещаниям равна нулю. Даже подкрепленным клятвами. Чтобы не стать жертвой манипуляции, надо просто проверить, исполняет ли человек свои обязательства.

В деловом мире о потенциальном партнере собираются сведения - исполяет ли он принятые обязательства. Надежен ли? Честен ли? Можно ли ему верить? До революции миллионные сделки заключались без всяких бумаг - под честное слово. И не даром: потеря репутации была равносильна краху для купца или товарищества. В наше время роль деловой репутации неуклонно растет.

  • Хотя по-прежнему ничто в мире так не укрепляет доверие к людям как предоплата... :wink:
Аватара пользователя
Господин ПЖ
Губернатор планеты Плюк
Губернатор планеты Плюк
 
Сообщения: 3730
Зарегистрирован: 06-06, 12:40
Откуда: Планета Плюк, 215 в Тентуре, галактика Кин-дза-дза в Спирали

Сообщение Господин ПЖ » 04-08, 19:08

Метод 10. Переход на личности.

Этот метод - один из самых популярных способов манипуляций. Суть его заключается в том, что от обсуждения предмета дискуссии манипулятор переходит на личность оппонента или его сторонников. Методы оппонента отергаются не аргументами, а утверждениями, что оппонент слабоумен, некомпетентен и т.п. Обычно применение этого метода сопровождается сильной экспрессией (наездами), оппонент выставляется перед публикой в неприглядном свете. Извлекаются на свет совершенно не относящиеся к делу, но порочащие оппонента факты, слухи, домыслы и т.п. Задача манипулятора - подорвать доверие к аргументам и тезисам оппонента.

Противостоять этому методу можно только при помощи жесткого отпора переходу на личности. Настойчивым возвращением дискуссии в изначальное русло, отказом вступать в личную перепалку, игнорирование личных выпадов, можно добиться возвращения обсуждения в изначальное русло или прекращения дискуссии за отсутствием конструктива.
Аватара пользователя
Господин ПЖ
Губернатор планеты Плюк
Губернатор планеты Плюк
 
Сообщения: 3730
Зарегистрирован: 06-06, 12:40
Откуда: Планета Плюк, 215 в Тентуре, галактика Кин-дза-дза в Спирали

Сообщение Господин ПЖ » 05-08, 11:41

Метод 11. Выдергивание из контекста.

Суть этого, чрезвычайно распространенного метода заключается в том, что манипулятор выбирает из высказываний оппонента и из других источников, используемых в качестве аргумента, фразу и делает из этой фразы нужные ему заключения, не учитывая при этом в каком контексте и в связи с чем она была произнесена.


Например, из известной фразы про девушку и кофточку из книги Козлова "Как относиться к себе и к людям" делается такой вывод:
Вообще нетрудно заметить нездоровую зацикленность Козлова на сексуальных вопросах. <...> молодые девушки должны сразу отдаваться каждому, кто попросит.

  • ацкий сотона Козлов, правда?
А вот, собственно, эта фраза:


Если девушка полчаса (или полгода) мучит приятного ей молодого человека, устраивая проблему из "снять кофточку", вместо того чтобы прижаться к нему всем свежим, молодым телом и устроить ему праздник, — по-моему, она ведет себя безнравственно.
  • Она лишает его радости — а как это квалифицировать иначе? Тем более, что она лишает и себя: радости быть женщиной.


Итак, из этого контекста видно, что молодой человек должен быть девушке как минимум приятен, а не "каждый, кто попросит". Фраза выдернута из контеста, ее смысл искажен и выставлен так, как это выгодно авторам клеветнической статьи.

Речь идет о статье в газете "Вечерний Саранск".
http://www.entheta.ru/forum/viewtopic.php?id=13
Козлов судился с этой газетой и выиграл суд.



Предлагаю читателям проичитать эту статью и самим найти места, в которых применяется метод "выдергивания из контекста".

Приветствуются также "живые примеры" из жизни форумов и других мест.
Аватара пользователя
Господин ПЖ
Губернатор планеты Плюк
Губернатор планеты Плюк
 
Сообщения: 3730
Зарегистрирован: 06-06, 12:40
Откуда: Планета Плюк, 215 в Тентуре, галактика Кин-дза-дза в Спирали

Сообщение Господин ПЖ » 06-08, 12:00

Метод 12. Навязывание эксперта.

Этот метод заключается в том, что к дискуссии подключается некий эксперт. Это может быть очень известный и очень уважаемый в рассматриваемой области человек, корифей. Или это может быть никому не известный человек - это совершенно не важно. А важно то, что манипулятор настаивает на привлечении именно этого человека и никакого другого, а также призывает его заключения считать решающими для дискуссии (Истиной в Последней Инстанции). В качестве такого эксперта может выступать и сообщество, и журнал, и книга
  • например, Библия
в общем, все что угодно, даже поисковая система Яндекс. Важно, чтобы мнение эксперта было известно манипулятору заранее и совпадало с его позицией.


Противостоять этой манипуляции можно несколькими способами:
1. Поставить под сомнение компетентность эксперта
2. Отметить ангажированность (личную заинтересованность) эксперта
3. Настаивать на приглашении своих экспертов (контрманипуляция)
4. Настаивать на приглашении независимых экспертов
Аватара пользователя
Господин ПЖ
Губернатор планеты Плюк
Губернатор планеты Плюк
 
Сообщения: 3730
Зарегистрирован: 06-06, 12:40
Откуда: Планета Плюк, 215 в Тентуре, галактика Кин-дза-дза в Спирали

Сообщение Господин ПЖ » 07-08, 12:35

Метод 13. Изматывание второстепенными вопросами

Лучше всего этот метод иллюстрирует нижеследующий анекдот (причем там этот метод применяется обеими сторонами).


П: Имя?
И: Иисус. А ваше?
П: Понтий Пилат.
И: Очень приятно.
П: Вы так считаете?
И: А вы нет?
П: Вы еврей, Иисус?
И: А почему вы спрашиваете?
П: А почему вы отвечаете вопросом на вопрос?
И: Вы антисемит?
П: А почему вас это беспокоит?
И: Hет, почему ВАС это беспокоит?
П: А кто вам сказал, что меня это беспокоит?
И: А зачем вы спрашиваете?
П: А я должен вам давать объяснения что, почему и у кого я спрашиваю?
И: А я должен давать ответы на вопросы неясного содержания неизвестно кому?
П: То есть вы сомневаетесь в моих полномочиях задавать вам вопросы? Вы
не верите что я Понтий Пилат, прокуратор Иудеи?
И: А какие у вас доказательства?
П: А я должен вам это доказывать?
И: А почему нет?
П: А почему да?
И: А почему нет?
П: Иуду знаете?
И: А должен?
П: Вы можете ответить на вопрос?
И: А вы?
П: Это вы вели проповеди и предсказывали смену власти?
И: Это вам кто сказал?
П: А это относится к делу?
И: А у вас ко мне какое-то дело?
П: Вам не кажется, что вы переходите всякие границы?
И: Вы так думаете?
П: Это вы ходили по воде, аки по суху и исцеляли тяжело больных?
И: А если головой подумать?
П: Это вы называли себя сыном Божьим?
И: Что вы хотите чтобы я ответил?
П: А правду сказать не судьба?
И: А я похож на сумашедшего?
П: А если я велю вас казнить? Hа кресте распну?
И: А за что?
П: А разве недостаточно всего вышеперечисленного?
И: А может все-таки потому, что я еврей?
П: А вы таки еврей?
И: А разве не сын Божий?
П: Это можно считать признанием?
И: А разве не вы cами это сказали 11-ю строчками выше?
П: А разве я не ваши слова повторил?
И: А вы разве слышали?
П: А если вы это говорили не при мне?
И: А как бы вы тогда это слышали?
П: Вы думаете у меня нет осведомителей?
И: А вы уверены в их осведомленности?
П: А может все-таки сразу на крест?
И: А может вы все-таки антисемит?
П: А вы таки еврей?
И: Где я это сказал?
П: Вы мне надоели! Казнить его немедленно!
И: Вы таки антисемит.
П: Вы таки еврей.


Вот еще один замечательный пример (выделено красным цветом):

Тут, кстати, применяется еще очень много манипуляционных методов. Кто найдет каких?

Владимир МИХАНОВСКИЙ

ВЕЛОСИПЕД

Фантастический рассказ



Я работаю в Институте времени. Выбить командировку у нас - дело
непростое.
Шеф всю душу вымотает, прежде чем выяснит, зачем тебе понадобилось в
такой-то век и такую страну: может, просто поразвлечься в садах Семирамиды
или Версаля или потолкаться по улочкам древних Афин, протиснуться в
переполненный Колизей, а то, как придумал у нас один умник, переодеться
моряком и прыгнуть на палубу небезызвестной "Санта-Марии", чтобы
полюбоваться, видите ли, на Христофора Колумба, после чего великий
мореплаватель никак не мог толком добиться, откуда на палубе взялся лишний
матрос. Представляете, какая морока была хроноскопистам, пока они стерли
из памяти Колумба этот неприятный эпизод?
Нет, у меня был серьезный, вполне научный повод для командировки, и я
был уверен: директор мне не откажет.
Дело в том, что, изучая старинные хроники и кинохроники, роясь в
пыльных, пропахших мышами архивах, изучая полуистлевшие подшивки газетных
и платежных ведомостей, изучая протоколы одного высокоученого заседания,
речь о котором ниже, я открыл... Не поверите!
И все-таки... По разным отрывочным сведениям и глухим намекам можно
было, кажется, понять, что велосипед, дивная машина, которой пользуются
почти сплошь все мои современники, был открыт еще в седой древности, но
благодаря царствовавшим невежеству и волоките при оформлении изобретений
это полезнейшее для человечества приспособление пришлось заново изобретать
в конце XVIII века.
Конечно, шеф тут же дал командировку в нужную местность и нужный век.
Более того, он разрешил мне взять с собой в глубокое прошлое компактный
аппарат видеозаписи, вмонтированный в браслет, который я и надел на левую
руку. В правое ухо вдел серьгу - закамуфлированный микрофон.
- Если вам посчастливится отыскать в толще веков этот позорный для
человечества эпизод, зафиксируйте его на видеонить, - сказал мне директор
на прощание. - И пусть он послужит уроком для других в наше просвещенное
время!
...Я нажал на тормоза и вышел из хронопеда, судя по точке, вспыхнувшей
на карте, где-то на окраине древнего города, от которого в мое время
остались одни развалины. На оживленных улицах суетился народ, у каждого
были дела.
Понятно, никто не обращал на меня внимания: одет я был соответственно
эпохе.
На этот раз, однако, меня не интересовал ни знаменитый театр, которым
прославился этот город, ни рынок, ни суд.
Бродя по улицам, я искал его, ЕГО - изобретателя. Ведь именно этот день
был назван в старинном протоколе. Значит, он должен быть где-то здесь, в
уличной толчее. И, представьте себе, я не ошибся: мне неслыханно повезло.
Из-за ближайшего угла передо мною появилась фигура юноши с громоздким
грузом на плечах.
Сердце мое учащенно забилось: в заботливо обмотанной чем-то ноше
угадывались два восхитительных круга, которые могли означать только одно -
велосипедные колеса.
Я следовал за юношей, стараясь не терять его из виду. Дальнейшие
события зафиксированы на видеонити, которую я представил шефу в качестве
отчета о командировке.
...К покосившейся избушке, сложенной из замшелых валунов, выстроилась
длинная очередь. Я сразу понял - это изобретатели. В руках у них
разнокалиберные свертки, в которых я разглядел все - от наручных солнечных
часов до, само собой, перпетуум мобиле.
Над избой я крупным планом заснял вывеску: ЗИПУН. Да, это именно то,
что мне нужно. Из древних хроник и протоколов я знал, что ЗИПУН означает
Знаменитый Институт Превосходных Усовершенствованных Новинок.
Комиссия, заседающая здесь, должна отделить зерна от плевел, нужные
людям изобретения от чепухи и бессмыслицы, которыми, увы, нередко грешат
изобретатели.
Юноша скромно пристроился в хвосте очереди, так и не опустив свою
драгоценную ношу на землю. Я ходил вокруг, поглаживая левой рукой
накладную бороду. Так мне удалось снять изобретателя видеобраслетом в
разных ракурсах.
Очередь двигалась невыносимо медленно. Каждый проводил внутри избушки,
чудилось мне, целую вечность. Временами оттуда доносились сдавленные крики
и пыхтение, а один раз послышался пронзительный визг.
- Зарезали, - вздохнул кто-то из очереди.
- Кого? - испуганно спросил я.
- Не кого, а что, - поправил меня вертлявый субъект с самоходным
треножником, а очередь подозрительно посмотрела на меня.
Хотелось пойти в харчевню перекусить, но я боялся пропустить то, ради
чего, собственно, пронзив временной континиум, прибыл сюда.
Наконец подошла очередь моего парня. Он тяжело вздохнул, поправил груз,
укутанный, как я выяснил, в козьи шкуры, и, нагнувшись, решительно толкнул
приземистую дверь.
Пойти за ним я, естественно, не мог, чтобы не нарушать чистоту
эксперимента.
Но это не имело значения - переключить видеобраслет в режим
инфравидения было делом одной секунды. Теперь я все видел на микроэкране
и, конечно, слышал с помощью серьги-микрофона.
Председатель и члены комиссии восседали за длинным столом; заикаясь от
смущения, молодой человек поприветствовал их, затем освободил от шкур и
опустил на пол свое изобретение. Оно состояло из неуклюже, но прочно
сколоченной рамы, двух тележных колес, между которыми свисала колодезная
цепь, и почти новенького кожаного седла, явно снятого с лошади.
- Вот, - сказал он, - изобрел.
- А на кой это надо? - нахмурился председатель комиссии.
- Эта штука получше, чем тройка вороных! - с энтузиазмом воскликнул
изобретатель. - Она может заменить и лошадь обыкновенную, и верблюда, и
дромадера, и онагра, и...
- Короче! - рявкнул председатель, да так, что его было слышно даже
снаружи.
Старушка, принесшая механический колобок, мелко перекрестилась.
- Короче, это велосипед. Он может заменить любое четвероногое, на
котором ездят верхом, - закончил молодой человек.
Члены комиссии воззрились на двухколесную диковинку, которую
придерживал за руль изобретатель.
- Это как же прикажете понимать вас, голубчик? - нарушил тягостную
паузу сидящий рядом с председателем комиссии старичок, смахивающий на
вяленую воблу. - Как гласит известный закон, конь и о четырех ногах, да
спотыкается.
А у вашего верблюда только два колеса. И потому любой, кто залезет на
него, тут же свалится наземь.
Члены комиссии удовлетворенно закивали, соглашаясь с хорошо
аргументированной речью старичка, а златокудрая зипунка с прической
"конский хвост" что-то занесла в протокол.
Я изменил фокусное расстояние инфраобъектива и увидел не очень ровно
обрезанный по краям пергаментный лист, по которому юная дева бойко водила
гусиным пером. Неужели это тот самый пергамент, который я изучал в архиве?!
- Короче, ездить на этой штуке нельзя, - подытожил председатель
комиссии, нахмурив брови. - Забирайте и падайте сколько хотите.
- Зря боитесь! - возразил изобретатель, у которого прошла первая
оторопь, и ласково погладил свое детище. - Разрешите, я продемонстрирую
вам... - И он закинул ногу, намереваясь вскочить в седло велосипеда.
- Оставьте ваши цирковые номера! - рявкнул председатель. - Здесь не
арена, а Знаменитый Институт. И нас интересуют только усовершенствованные
новинки.
- Вам хоть известно, что такое равновесие, молодой человек? - спросил
воблообразный.
- Известно.
- Ничего вам не известно. Вы невежда, - отчеканил председатель, -
Ответьте:
может телега стоять на двух колесах?
- Но...
- Может табуретка стоять на двух ножках? - продолжал председатель, не
давая возразить.
- Но я этого не говорю... - успел вставить изобретатель, когда
председатель на несколько мгновений сделал паузу, чтобы глотнуть квасу из
общего жбана, стоящего на столе.
- Нет, говорите! - снова повысил голос председатель. - Более того, у
вас выходит, что на такой двуногой табуретке можно спокойно сидеть.
- Но если колеса вращать, а это можно сделать с помощью этих вот
штуковин - педалей, то тогда в отличие от табуретки... - начал бледный
изобретатель.
- Что тогда? - перебил председатель.
- Велосипед поедет.
Зипунка строчила, не поднимая головы.
- Упасть можно и с телеги на четырех колесах. Так-то, молодой человек,
- назидательно произнес старичок.
- Мы зря спорим, - сказал молодой человек. - Разрешите мне проехаться
перед вами на велосипеде, и тогда увидим, кто прав.
- Какова настырность! - зловеще прошелестели члены комиссии, а
златокудрая секретарша куснула кончик пера.
- Будь по-вашему! - сказал вдруг председатель комиссии и хлопнул по
столу так, что все вздрогнули, а жбан подскочил на добрый вершок,
расплескав квас.
- Мы пойдем на этот эксперимент. Если он провалится, пеняйте на себя.
Молодой человек, воспрянувший духом, закинул было ногу, намереваясь
вскочить в седло велосипеда.
- Верните ногу на место, - прикрикнул председатель. - Эксперимент
должен быть поставлен чисто, по всем правилам науки. Мы будем исходить из
принципа Галилея, - поднял он вверх палец. - Надеюсь, великий Галилей для
вас достаточный авторитет?
- Достаточный, - прошептал изобретатель.
- Отлично, - сказал председатель. - Так и запиши!
Зипунка еще ниже склонилась над протоколом. Гусиное перо скользило по
пергаменту так быстро, что звук его напоминал скрип несмазанной телеги -
той самой, которая несколько раз упоминалась членами комиссии.
- Давай теперь ты, - обратился председатель к старичку, который все
время порывался вскочить.
Тоненькая зипунка, оторвавшись от протокола, хотела что-то сказать, но
глянула на изобретателя и промолчала, ограничившись вздохом.
Старичок встал, откашлялся, зашамкал:
- Согласно принципу относительности, недавно сформулированному Галилео
Галилеем, безразлично, движется ли река вдоль берега или берег вдоль реки,
и потому...
Мне показалось, что зипунка прошептала: "Нельзя же все понимать так
буквально".
- Ясно, - прервал его председатель. - Все небось в школе учились.
Приступим к делу. Подъем! - скомандовал он и первым вышел из-за стола.
Члены комиссии выстроились председателю в затылок, образовав колонну.
- Садись на свой велосипед, - обратился председатель к молодому
человеку. - Только не вздумай двинуться с места. Перемещаться будем мы.
Ошалевший изобретатель взгромоздился на велосипед. Желтое седло жалобно
заскрипело.
В тот момент по сигналу своего шефа все двинулись гуськом мимо
изобретателя.
Последней шла зипунка, искоса сочувственно поглядывавшая на
изобретателя.
Каким-то чудом бедняга-изобретатель несколько мгновений удерживался в
равновесии, отчаянно поворачивая руль то вправо, то влево, но затем с
грохотом рухнул на пол в полном соответствии с законом всемирного
тяготения сэра Исаака Ньютона. Хотя закон к тому времени еще не был
открыт, но действовал, как я убедился, исправно.
Колонна остановилась.
- Так-то, молодой человек, - назидательно произнес председатель, стоя
над поверженным изобретателем. - Теперь вам ясно, кто из нас прав?
Изобретатель промычал что-то нечленораздельное, делая попытку подняться.
- А вы не отчаивайтесь, - продолжал вкрадчиво председатель комиссии и
протянул изобретателю руку. - Мы вам поможем. Недаром наше знаменитое
учреждение призвано совершенствовать технические новинки. Я предлагаю
присобачить, а точнее прилошадить, к велосипеду третье колесо.
- Зачем? - простонал молодой человек.
- Машина тем самым получит устойчивость, а вы соавтора, - пояснил
председатель.
Изобретатель пнул на прощание ногой свое детище, пулей выскочил из
избы, хлопнул дверью.
- Еще один отмучился, болезный, - мелко перекрестила его вслед старушка
с механическим колобком.
По решению высокоученой комиссии двухколесный мустанг был выброшен на
свалку ввиду его полной практической непригодности. ...В это время
проходил по двору сынишка председателя комиссии. Сорванца заинтересовал
странный предмет. Мальчик быстро понял назначение седла и педалей, ибо был
от природы смышлен, а кроме того, еще не успел выучить принцип Галилея.
После нескольких неудачных попыток он вскочил в седло и весело покатил
по двору, распевая во все горло веселую песенку. Текст ее и музыка,
передаваясь от поколения к поколению, почти не изменившись, сохранились до
наших дней.
Ее может услышать каждый: для этого достаточно включить радио в момент
эстрадной передачи.
Но вернемся к велосипеду - удивительному изобретению, с которым явился
в комиссию молодой человек.
Судьба изобретения оказалась печальной. Велосипед вследствие неудачных
испытаний был захоронен на долгое время. Единственный образец, на котором
катался по двору мальчишка, поломался.
Мальчик вырос, выучил принцип Галилея и сменил папашу на его
ответственном посту.
Что же касается изобретателя, то в хрониках он больше не упоминался...

* * *

Я без происшествий добрался до хронопеда, который спрятал в загородной
роще, и благополучно вернулся в свое время. И знаете, что меня больше
всего обрадовало: поток велосипедов на улицах и площадях. Теперь я смотрел
на них другими глазами...
Потом, хорошо отдохнув - путешествия во времени, как вы знаете, очень
утомительны, - я отправился в центральный архив. Теперь я читал протокол
заседания зипунской комиссии совсем другими глазами. Снова передо мной на
столе лежал старинный пергамент, торопливо исписанный гусиным пером.
Златокудрая зипунка, ведшая протокол, оказалась отчаянно смелой: она
занесла в протокол, помимо всего, что происходило перед ее глазами, еще и
то, что думает о председателе и членах почтенной комиссии. Увы, под
страхом сурового наказания она не имела права голоса и свои мысли могла
доверить только пергаменту, который председатель подписывал обычно не
читая.
Я перечитывал лист за листом и явственно слышал торопливый шорох
гусиного пера, похожий на скрип несмазанной телеги, и передо мной
возникало лицо златокудрой зипунки с насмешливыми глазами.
Я до сих пор не забыл эту девушку.



"Юный техник" © 2 за 1983г.
OCR - Вадим Аносов, 2001г.
Аватара пользователя
Господин ПЖ
Губернатор планеты Плюк
Губернатор планеты Плюк
 
Сообщения: 3730
Зарегистрирован: 06-06, 12:40
Откуда: Планета Плюк, 215 в Тентуре, галактика Кин-дза-дза в Спирали

Сообщение Господин ПЖ » 08-08, 13:26

Метод 14. Предоставление неполного комплекта материалов

Суть этого метода заключается в том, что к дискуссии в качестве аргумента привлекаются некоторые фактические материалы. Факты, конечно, упрямая вещь, но если их определенных образом отфильтровать, то они могут послужить аргументом для доказательства практически любого тезиса. А "неудобные" материалы, мы просто скроем и оппоненту не предоставим. Ненужные страницы вырвем, строки перепишем, фотографии подредактируем. О существовании некоторых документов просто "забудем".

  • Вспоним, как доказывалось, что все числа простые:
    1 -простое, 2 -простое, 3-простое... 4 - это ошибка эксперимента, 5 -простое ...

Бороться с этим методом можно только тщательной проверкой всех предоставленных материалов, самостоятельным поиском первоисточников, поиском подтверждающих материалов и т.п.

Один из подвидов этого метода - 11. Выдергивание из контекста
Аватара пользователя
Господин ПЖ
Губернатор планеты Плюк
Губернатор планеты Плюк
 
Сообщения: 3730
Зарегистрирован: 06-06, 12:40
Откуда: Планета Плюк, 215 в Тентуре, галактика Кин-дза-дза в Спирали

След.

Вернуться в Технологии

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0

Создать форум

| |