Вячеслав Колейчук - инженер-дизайнер
С творениями Колейчука знакомы даже те, кто никогда не бывал на выставках. Это он оформлял фильм «Кин-дза-дза». Он – «отец» гравицапы. Впрочем, сам автор вспоминает это свое творение с улыбкой, считает его забавой. (отрывок из статьи в газете Вечерняя Москва "Я - за общество отдавания, №88 (24379) от 24.05.2006)
Биография:
1941 г. – родился в дер. Степанцево Московской области.
1966 г. – окончил МАРХИ (факультет градостроительства).
1966-1967 гг. – участник группы «Движение».
1968-1972 гг. – основатель и участник группы «Мир».
С 1979 г. – член Союза архитекторов.
С 1993 г. – член Международной Федерации художников (Профессионально-творческого Союза художников и графиков).
С 1996 г. - преподаватель кафедры ландшафтной архитектуры МАРХИ.
С 1997 г. - профессор кафедры рисунка Московского Государственного Открытого педагогического Университета.
Автор о себе
Экспериментальная и теоретическая разработка проблем "преодоления материала", кинетического и программированного искусства, построение парадоксальных кинетических, конструктивных и визуальных моделей и образов. Поиск новых средств художественной выразительности (самоколлаж, рукотворная голография - "светостереографика", фотоживопись). Создание самонапряженных и самовозводящихся конструкций и композиций, акустических экзотических, музыкальных инструментов (овалоид, конструктивные звуковые пространственные структуры).
--------------------------------------------------------------------------------
Критика
Вячеслав Колейчук - изобретатель и формотворец, какие всегда работали в искусстве и всегда в небольшом числе. В начале нашего столетия множество разнообразных причин, по отношению к искусству внешних и внутренних, привело к тому, что формальная новизна, художественное изобретение и открытие стали самыми ценимыми свойствами творчества.
Колейчук - наследник авангарда первых десятилетий XX века. След от увлечения этими родственными ему явлениями прошел через его творчество. Мы ощущаем импульсы полученные им от Родченко и К.Иогансона, Татлина и Малевича... Но мы также ясно ощущаем и упорное противостояние этому наследию - даже их старые конструктивные идеи проговаривались Колейчуком на языке новых пространственных отношений. Массивные формы К.Иогансона, например, превратились у Колейчука в сквозные парящие организмы.
По сути таланта и складу человеческой личности Колейчук - "классик", "сын гармонии", именно так, не классицист, не флегматик - классик. Разумеется слово это следует понимать здесь не в оценочном плане, а как определение специфики мастера. Именно в этом особенность его эстетизации форм технических и технологических, подчеркнуто рациональных и "иррациональных" по образному звучанию... Все они всегда гармоничны, благородно уравновешены, "абсолютны". Поэтому пространственным конструкциям Колейчука не нужны образно-метафорические подпорки - их образность непосредственно рождается из гармоничности формы, аналогичной гармоничности природных образований. "Стоящая нить" - это нить, а не колос, не тростник. Веерообразная пространственная конструкция - конструкция, а не парафраз силуэта крыльев птицы и т.д.
Вячеслав Колейчук активно работает около трех десятилетий. При очень большом единстве всего созданного им мы видим волны времени, через которые прошло его творчество: демократизм, открытая конструктивность, динамизм 60-х; сложная концептуальность, игра визуальных и пространственных форм, иррационализм "невозможных объектов" 70-х; новая концептуальность, уже в ключе "постмодерна" 80-х - археологизм непостижимых объектов "чужой цивилизации", интерес к изобразительности, стилевым стереотипам, в том числе и предметам салона, обыгрывание культурных смыслов вещей и форм... Перед нами живое развивающееся незаконченное творчество с его абсолютными достижениями, сомнительными сбоями, тупиками и новыми открытиями.
Художник постоянно в активном исследовании своего материала: конструкций, форм, фактур и закономерностей нашего зрения (восприятие растровых форм, парадоксальных зрительных иллюзий), и просто природных феноменов и их зримых следов: эффекты магнита, неоднородной жидкости, зеркал и многое другое. Эти наблюдения и мини-открытия в самой окружающей реальности рождают художественно-образные открытия в творчестве.
И последнее. На первый взгляд творчество Колейчука, его изобретательное искусство - чистая лаборатория и часто станковый эксперимент. Однако эти его произведения с необычайной и неожиданной легкостью и без особых трансформаций превращаются во вполне монументальные решения архитектурного и оформительского плана. В переходе от фантазии к реальности, от эксперимента - к практике, от игры - к делу Колейчук также гармоничен и естественен, как и во всем остальном. "Классик".
Н.Адаскина
Некоторые работы художника
В каких собраниях работы:
Коллекция современного искусства Государственного музея-заповедника Царицыно, Москва;
Музей современного искусства г.Лоуны, Чехия;
Nancy and Norton Dodge Collection, Zimmerli Art Museum, Rutgers University, Нью-Брунсвик, США;
Л.Талочкин, Москва;
В.Дудаков, Москва;
Д.Рене, Париж, Франция;
П.Баткин, Лондон, Великобритания.
Выставки:
ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ВЫСТАВКИ
1966 г. - "Выставка кинетического искусства" (совместно с коллективом "Движение"). Дом культуры института атомной энергии им.И.В.Курчатова, Москва.
1967 г. - "ЭКСПО-67". Павильон СССР, Монреаль, Канада.
1975 г. - "ЭКСПО-75". Павильон СССР, Окинава, Япония.
1975 г. - "Экспериментальное моделирование в архитектуре". Музей архитектуры им.А.В.Щусева, Москва.
1976 г. - Осенняя выставка. Дом архитекторов, Москва.
1977 г. - "Структуры". Дом архитектора, Таллинн.
1978 г. - "Наука и искусство". Дом ученых, Москва.
1979 г. - "Цвет, форма, пространство". М.Грузинская, 28, Москва.
1980 г. - "Экспериментальное моделирование в дизайне". Центр технической эстетики, Москва.
1983 г. - Всесоюзная выставка дизайна. Центральный дом художника, Москва.
1983 г. - "Кинетическое формообразование". Дом знаний, Рига.
1984 г. - "Маяковский и производственное искусство". Музей Маяковского, Москва.
1984-85 гг. - "Tradition und Gegenwart". Дюссельдорф, Ганновер, Штутгарт, Германия.
1985 г. - "Дизайн социалистическому обществу". Международная выставка. ВДНХ СССР, ВНИИТЭ, Москва.
"ЭКСПО-85". Павильон СССР, Цукуба, Япония.
1986 г. - "Образы симметрии в искусстве". Центр биологических исследований АН СССР, г. Пущино, Московская обл.
"Мастера культуры за мир". Манеж, Москва.
1986 г. - "Vjaceslav Fomic Kolejcuk. Plastiky, Kolaze, Documentace". Dоm umeni mesta, Брно, Чехословакия.
1987 г. - "Компьютер и искусство". Центр ядерных исследований АН СССР, Протвино, Московская обл.
"Design in the USSR". Design Center, Штутгарт, Германия.
"Пространство-время-искусство". Выставочный зал СХ Татарской АССР, Казань.
"Художник и современность". Первое творческое объединение московских художников. "Каширка", Москва.
"Объект-I". М.Грузинская, 28, Москва.
"Ретроспекция творчества московских художников. 1957-1987". л/о "Эрмитаж", Профсоюзная ул., д. 100, Москва.
1988 г. - "АРС". Выставочный зал Киевского района, Москва.
"Геометрия в искусстве". "Каширка", Москва.
2-я выставка Первого творческого объединения МОСХа. Дом художника на Кузнецком мосту, Москва.
"Поэзия случайности". МАРХИ, Москва.
"Дизайнер-Художник". Центр технической эстетики ВНИИТЭ, Москва.
1989 г. - "Что есть фотография". 150 лет фотографии. Манис, Прага, Чехословакия.
"Московское неофициальное искусство 60-70-х гг." (из собрания Л.Талочкина). Областной художественный музей,Куйбышев.
"Коллекция Тани и Наташи Колодзей". ГМИИ УзССР, Ташкент.
1990 г. - "Звукструк+Попфон+Бикапо" (совместно с Г.Виноградовым и Б.Стучебрюковым). Дворец молодежи, Москва.
1990 г. - "Viatscheslav Koleitschuk. Retrospective 1965-1990". Neue Galerie, Кассель, Германия.
"В сторону объекта". "Каширка", Москва.
"Универсальная прогрессия". Международная выставка. Манеж, Москва.
"In de USSR en Erbuiten". Stedelijk Museum, Амстердам, Нидерланды.
"Images on Facades". Felix-Poulate Square, Гренобль, Франция.
1990-91 гг. - "Другое искусство. Москва 1956-1976". Галерея "Московская коллекция". ГТГ, Москва; ГРМ, Ленинград.
1991 г. - "Viatscheslav Kolejtschuk. Retrospective 1965-1990". Institut Baukunst, Грац, Австрия.
1992 г. - "The Photographic Experience in Contemporary Russian Art. Herbarium". Kunsthalle Exnergasse, Fotogalerie Wien, Вена, Австрия.
"Арт-контакт". Манеж, Санкт-Петербург.
1994 г. - "Europa, Europa". Бонн, Германия.
1994 г. - "Тотальная иллюзия". ГТГ, Москва.
1995 г. - "Крутится-вертится". Музей кино, Москва.
1995 г. - "20 лет выставки в ДК ВДНХ". Профсоюзная,100, Москва.
"Постскриптум". К восьмидесятилетию выставки 0-10. Малая Грузинская, 28, Москва.
"Новая визуальная реальность". Музей декоративного и прикладного искусства, Москва.
"Светостереография". Национальный технический музей, Прага, Чехия.
1996 г. - "Architecture of а landscape". Limeric City Gallery of Art, Ирландия.
Выставка номинантов национальной театральной премии "Золотая маска". Выставочный зал на Тверской, Москва.
"Границы интерпретации". РГГУ, Москва.
"Таллинн-Москва.1956-85 гг". Таллиннский Дом искусства, Эстония.
"Hobbytronica". Torino, Италия.
Выставка на открытии кабинета К.С.Малевича, Фонд Малевича, Московский фонд "Горожане". Дизайн галерея, Москва.
Выступление в концертной программе, посвященной 100-летию со дня рождения Л.С.Термена (совместно с С.Крейчи). Государственный концертный зал республики Татарстан, Казань.
Выступление на фестивале "Театр и музыка". Дом актера, Нижний Новгород.
1997 г. - "Кредо", Российский Фонд Культуры, Москва.
"Светопредставление". Профсоюзная, 100, Москва.
Демонстрационные программы авторских экзотических акустических музыкальных композиций и структур, Москва.
Выступление на концерте, посвященном 30-летию группы "Осенебри" П. Луферова. ЦДХ, Москва.
Международная художественная ярмарка "Арт-Манеж". Манеж, Москва.
Выступление на фестивале альтернативной музыки (совместно с С.Крейчи). Дом композитора, Москва.
Выступление на концерте злектронной музыки и аудиовизуального искусства (совместно с С.Крейчи). Большой концертный зал Российской академии музыки им. Гнесиных, Москва.
"Фоком` 97". 1 выставка-фестиваль новой визуальной культуры. ЦДХ, Москва.
Digitale 97. Dialekte. Cinemathek. Кельн, Германия.
1998 г. - "Мастерская кон-структивизма. Геометрия, структура, орнамент". ГТГ на Крымском валу, Москва.