Космос как предчувствие
Или к вопросу о различиях между чатланами и пацаками.
Если честно, про космос сегодня не хочется писать что-то сильно аналитическое. Да и экономическое тоже. Это как раз тот случай, когда деньги совершенно не главное.
Хотя в последние 10–15 лет с развитием связи и телекоммуникаций гражданский космос стал хотя бы потенциально окупаемым. И даже «РКК Энергия» умудряется показывать прибыль, правда дивидендов все равно никому не платит. Ну с другой стороны и бог с ним.
При всем том, что в космических технологиях все идет своим чередом (мы преуспели в одном, американцы – в другом, европейцы в третьем, а китайцы наворовали у всех что смогли и пытаются на этой основе сделать нечто летающее), в массовом сознании космос – это не технология, и даже не идеология. Это национальный менталитет, если хотите.
Возьмем США. Страна, создавшая действительно уникальную индустрию кинопроизводства и шоу-бизнеса, и свою космическую программу превратила в большое шоу. Любой мало-мальски удачный старт сопровождается мощной информационной компанией. Если информационного повода нет, то его выдумывают. Характерный пример Лунная эпопея: сначала вроде бы на Луну слетали, потом устроили такой шум, скандал и «пиарею», что теперь уже сами не понимают: были они на Луне или нет.
В американской космонавтике иногда даже трудно понять: где заканчивается реальность и начинается кино. Да и любой американский космический фильм – это очень красиво: если мужчина, то Брюс Уиллис, если женщины, то обязательно модельной внешности и в коротких юбках. На кораблях чисто, мусора нет вообще, никто в невесомости кверху задом не болтается, матом не орет. Вернее сказать матом орут только русские космонавты. Например, в «Армагеддоне» это Лев Троцкий (!) в ушанке (!!!), который, тем не менее, один обслуживает всю космическую станцию.
По законам шоу-бизнеса о конкурентах надо либо ничего не говорить, либо говорить снисходительно: русские бестолковые, ничего не умеют, вообще непонятно, как они первые в космос-то полетели. Правда, периодически, когда действительно возникают проблемы, выясняется что все-таки русские нужны, а иногда даже просто необходимы. Но шоу-бизнес научился обходить острые углы.
Тем более, что наша космонавтика в плане шоу-бизнеса конкуренцию США составить никак не может. Любые наши даже самые современные разработки неуловимо напоминают пепелац из фильма «Кин-Дза-Дза». Даже не по форме или там по каким-то техническим параметрам – по философии. При необходимости его можно в полете перебрать, починить, подкрутить, если заглохнет – с горки толкнуть для разгона. Не удержусь от цитаты из любимого мною фильма:
– Астронавты! Которая тут цаппа?
– Там… ржавая гайка, родной.
– У вас всё тут ржавое…
– А эта самая ржавая.
Ржавая или не ржавая, а летает. Вот что важно. И не только в кино. Сравните теперь с признанием самих же американцев: «В 2010-е годы шаттлы подлежат списанию. Высокотехнологичная система X-33, которая разрабатывалась для их замены, была настолько высокотехнологичной, что оказалась непригодной для практического использования».
Как будет развиваться освоение космоса в дальнейшем, сегодня нетрудно предугадать. Скорее всего, кооперация уступит место конкуренции. Но при всем при том, мне кажется, что космонавтика будет развиваться по, условно говоря, российскому пути: может и не так красиво и комфортно, и без фотомоделей в мини на корабле, но зато надежно. Как топор. Чтобы в тот день, когда на Кин-Дза-Дза действительно отправится первый грузинский космонавт, он смог благополучно вернуться домой со всеми собранными там редкими металлами. И скрипкой, конечно же. Потому что скрипач нужен!
Отсюда: http://slon.ru/blogs/adamidov/post/578696/