Статья в газете Speed Info N 4'2002, стр.17
Автор - Дмитрий Филатов
"МАМА, МАМА, КАК Я БУДУ ЖИТЬ?.."
Бывают фильмы, на первый взгляд, странные, не во всем понятные современникам. Но проходит время, иногда не столь уж продолжительное, и вымысел авторов становится реальностью. Комедия "Кин-дза-дза" из числа таких...
ЭЦИЛОП - УЖЕ СТАРЛЕЙ!
Скрипач: - Товарищ, там человек говорит, что он инопланетянин, надо что-то делать!
Владимир Николаевич: - Звони "ноль три".
Георгий Данелия: - После ленты "Слезы капали" я захотел снять нечто хулиганское. Пришла идея - взять "Остров сокровищ" Стивенсона и перетащить в космос: вместо корабля и острова - ракета и планета. Слетав по какому-то делу в Тбилиси, решил проверить идею на Резо Габриадзе. Он сказал, что в ней особо не развернешься. Но, уже прощаясь, на аэродроме, стали добалтывать эту тему. Придумали эпизод с парнишкой-грузином и прорабом, где босой незнакомец забросил их на другую планету. На этом месте я сел в самолет и улетел. Прилетел, звоню Резо - за 1000 километров: "Слушай, я нашу болтовню верчу в голове - так забавно!" - "Я тоже!" Вскоре Резо прилетел в Москву, сели за сценарий. Работали в гостинице, где жил он, - окна номера выходили на какое-то посольство. Язык планеты Плюк сочинили легко, а остальное писали долго - счет месяцам потеряли. Спрашиваю Резо: "Сколько времени мы уже пишем?" - "Видишь, у посольства постовой стоит?" - "Ну, вижу". - "Он в каком чине?" - "Старший лейтенант". - "А когда начинали, он сержантом был!"
Наконец дописали сценарий. Но кому ни давали читать, никто ни черта не понял! Министр кино Камшалов лишь четверть сценария осилил. Сказал: "Если б не твое имя, я бы эту фигню сразу выкинул!" Но добро на съемки дал: привык, что у меня часто в сценарии одно, а на экране другое. Лишь предупредил: "Чтоб без антисоветчины, впрочем, я ее все равно вырежу..." Тут он ошибся: фильм вышел в совсем иное время, при другом министре...
"У ВАС В ГОЛОВЕ МОЗГИ ИЛИ КЮ?"
Уэф: - Дядя Вова, цапу надо крутить, цапу!
Дядя Вова: - На! Сам делай!
Уэф: - Мне нельзя, я чатланин.
Дядя Вова: - Уйди отсюда! Как советовать, так все чатлане, как работать, так...
Г.Д.: - На картину я потратил 2,5 года - самая долгая и мучительная из всех моих работ. В конце первого чуть не отказался от фильма: вместо комбинированных съемок выходило черт-те что! На "Мосфильме" тогда практически умер цех таких съемок. Тогда подключили авиазавод Миля, его конструкторы сделали из стратегических материалов макеты пепелаца. В Японии для них купили пульты дистанционного управления, но получить не смогли - не было какой-то бумаги, чтобы выдали... А макеты, отправленные в Каракумы по железной дороге, потерялись в пути! По накладным не нашли: там было написано "груз пепелацы", а для железнодорожников пепелац - что такое, как искать?! Пришлось директору "Мосфильма" подключать КГБ - пепелацы нашли аж во Владивостоке.
"ЗАДНЕЕ НЕ БЫВАЕТ..."
Уэф: - Если у меня немножко кц есть, я имею право носить желтые штаны... Если у меня много кц есть, я имею право носить малиновые штаны и передо мной и пацак должен два раза приседать, и чатланин ку делать.
Г.Д.: - Костюмы нам физически не могли сшить - на "Мосфильме" снимался "Борис Годунов" Бондарчука, пошивочные цехи работали на него. Пришлось одевать актеров во что попало, лишь бы не "типичными инопланетянами". На Леонове: ботинки из "Тиля", брезентовые матросские штаны, майка от нижнего белья с ворсом: покрасили ее в коричневый, ворс местами выжгли зажигалкой. На встрече с летчиками-испытателями подарили летный спецкостюм. Разобрал на куски, пружинки, нацепил на актеров, Леонову на голову - гульфик от него! В пустыне на свалке, оставшейся от нефтяников, увидел забавную тряпку. Достал из кармана клей "Момент", наклонил Леонова, прилепил ему тряпку на задницу - все как заорут! Оказалось, на свалке под тряпкой - логово скорпионов...
Начали снимать: каждый день, как закон, с 12 до 14 ругань! Я даже с Леоновым поцапался (чего никогда не было!) из-за ерунды. Потом заметил: скандалы лишь в эти часы. Спросил местных - оказалось, с 12 до 14 в пустыне пик радиации, вредной для нервов. Там никто не работает в это время. И я перенес на него обед, за едой ругаться труднее.
Сценарий делали еще при Брежневе. Потом Брежнев умер, пришел Андропов, тоже умер... А мы уже снимаем. Вдруг прибегает художник фильма, в панике сует газету "Правда" о назначении генсеком К.У Черненко. Там крупными буквами: "КУ Черненко". А в сценарии всюду "ку"! Уйму текста надо менять - иначе не пройдет. Но... Черненко умер, пришел Горбачев.
"ЗЕМЛЯ В АНТИТЕНТУРЕ, РОДНОЙ..."
Эцилоп: - Пацаки! Почему не в намордниках? Повернись! Приказ господина Пэжэ - всем пацакам надеть намордники... И радоваться!
Г.Д.: - Мы снимали фильм о вымышленной планете, где жители технически посильнее нас, зато нравственно - полный швах! Да, я подал это с юмором, но сейчас мне фильм смотреть уже страшно: сбывается предсказанное в нем. У нас есть чатлане, есть пацаки, которых метят колокольчиками и загоняют в клетки. Европа для русских, Москва для кавказцев - та же Альфа: или пошли вон, или "превратим в кактусы".
Под горячую руку чуть ли не целые народы уничтожаем, воздух, воду, словарный запас - сплошное "кю"... Пора спохватиться, а то и сами не заметим, как землю в планету Плюк превратим. Не хотелось бы на ней оказаться.
Юрий ЯКОВЛЕВ, он же пацак Би
Би (землянам): - Когда у общества нет цветовой дифференциации штанов, то нет цели.
- Из всех фильмов, где снялся, "Кин-дза-дза" - самый тяжелый. Я был сильно занят в театре, и постоянно приходилось выкраивать среди недели 2-3 дня; добираться до Небит-Дага, сниматься в песках - и обратно, в Москву. Работали лишь по утрам и перед закатом, когда в пустыне +30 (в разгар дня там +70, пекло адово!).
Леван ГАБРИАДЗЕ, он же Скрипач
сейчас - арт-директор и режиссер московского рекламного агентства
Дядя Вова: - Ты где взял-то это? А?
Скрипач: - В планетарии на полке валялось...
Дядя Вова: - Скрипач! Клептоманщик ты мой! Ты же гравицапу свистнул!
- Жили на съемках в Небит-Даге, в гостинице ЦК компартии Туркменистана. Уютно, но Леонов в сауну пошел - у него из номера одежду украли! И он по гостинице в одних плавках метался, воров проклинал. А заодно радовался, что теперь имеет право ходить почти голым - по жаре-то. Первое мое впечатление от народных артистов - как же виртуозно они матом ругаются! После съемок (есть традиция) на память о фильме выпрашивают или потихоньку крадут что-нибудь из реквизита. У меня до сих пор дома 40-сантиметровый макет пепела-ца и большая бутафорская грудь из пенистой резины - ее женщина-эцилоп носила. Жалею, что не стащил колокольчик-цак, с которым в носу ходил. Он на съемках все время выпадал, и его колечко стягивали потуже - потом нос болел. Быть рабом - больно и неудобно, никому не пожелаю...