Я купил книжку Юрия Яковлева "Между прошлым и будущим".
Там есть глава про "Кин-дза-дзу". Привожу её полностью:
Планета Плюк
А вот на эту планету я отправился без сомнений.
Само приглашение сниматься вышло смешное. Я лежал в Кунцевской больнице, и вдруг раздался звонок по телефону:
«Здравствуйте, это говорит Данелия».
Я даже переспросил: «Какой Данелия?»
«Кинорежиссер. Когда вы выходите из больницы? Я хочу предложить вам роль в моей новой картине».
Это было неожиданно, так как до той поры я не входил в круг «его» актеров. К сожалению, потому что мне всегда нравились его фильмы.
Выходил я из больницы через день, мы встретились, и он рассказал мне про то, что хочет снимать, потому что сценария фактически не было.
Занят я был в театре тогда много, но отказаться от предложения Данелии, да еще с такими великолепными партнерами, как Евгений Леонов (неизменный «талисман» режиссера) и Станислав Любшин, я не мог. Съемки были трудными — мы три часа летели до Алма-Аты, потом два часа ехали на машине по пустыне до Небит-Дага. Там в гостинице была наша база. Рано утром, часов в шесть, мы выезжали в глубь пустыни, в пески, где и «была» планета Плюк. Снимать можно было только до 10—11 утра, потом наступало пекло немыслимое. Затем перерыв до вечера — и еще можно было снимать часа два до темноты. Ночью мы отдыхали, а Данелия с автором сценария Резо Габриадзе запирались в номере и писали, писали, и переписывали текст. Зачастую мы не знали, что будем завтра делать и говорить.
Жара, пустыня, перелеты, переезды — все это преодолевалось группой благодаря прекрасной атмосфере на съемках — очень дружной и веселой. Юмор спасал даже тогда, когда мы с Женей Леоновым съели арбуз, пролежавший всю ночь без холодильника на окне, а выехав в пустыню, оказались в весьма щекотливом положении: песчаная равнина — ни дюны, ни кустика.
На сей раз картину Данелия снимал необычную — своего рода антиутопию о модели мира. Для тех лет (а это был 1986 год) она прошла мимо бдительных глаз чиновников, благодаря тому, что многие ее просто не поняли. Да и зритель, привыкший к жизненным, с мягким юмором и лиризмом картинам Данелии, не воспринимал этого философского, иносказательного взгляда на мир.
Это был фильм для умного, современно мыслящего зрителя. Недаром огромным успехом пользовался он на показах в молодых аудиториях — университете, институтах. Думаю, что и мы, исполнители ролей в «Кин-дза-дзе», до конца не понимали, что же мы снимаем и что получится в результате.
После первого просмотра на «Мосфильме» я с интересом ждал реакции своего младшего сына Антона, прекрасно знающего кинематограф, и получил «восторженную рецензию» с полным разбором и с заявлением, что это лучший фильм Данелии.
Многие могут с этим поспорить, но на Высших режиссерских курсах, на одном из мастер-классов, Данелия сам признал этот фильм своим лучшим. Что не без удовольствия отмечал Антон, в то время учившийся там.
Пусть каждый судит по-своему о фильме. Что касается меня, встреча с Георгием Николаевичем, замечательным, тонким, добрым режиссером и человеком, принесла мне только радость от работы и общения.