Урок 1. Немного истории.
Молодой охотник по имени Зоркий Глаз любил по ночам забираться в заброшенную пещеру. Он прихватывал с собой, рискуя жизнью, все луки племени. Здесь он предавался своему любимому занятию: устанавливал луки между камней и искуссными щипками тетивы строил различные мелодии. Со временем, он установил, что звучание тетивы зависит от силы ее натяжения, толщины и длинны. Он научился так подбирать луки, что их тетивы вместе звучали в гармонии и звуки получались поистине чарующими. Однажды, он дал послушать свой самодеятельный концерт своей подруге, Бытрой Пантере, та разболтала своей матери, Одинокой Львице... Долго ли, коротко ли, но весть о чудном мастерстве Зоркого Глаза разлетелась по всему племени и даже за его пределами (люди из других племен любили подслушивать концерты у входа в пещеру). Так родились щипковые инструменты....
Конечно же это шутка: никто не знает как они родились на самом деле: может так, а может не так... Тем не менее, сначала в Элладе появились арфы, затем лютни, после - кифары. Римляне играли на своих кифарах щипками, а мавры били по своим кифарам всей рукой. То ли те, то ли другие, а может и римляне и мавры одновременно, завезли свои кифары на Пиренейский полуостров. Там-то и превратились эти кифары в национальный испанский музыкальный инструмент - гитару. И играют на ней с тех пор и латинским щипком и мавританским боем.
Сперва испанская гитара имела пять струн, но где-то, то ли в Германии, то ли в Италии она обрела шестую (а гораздо позже, в далекой Россиии и седьмую).
В таком окончательно сформировавшемся виде гитара приобрела права серьезного инструмента. На базе этого увеличения её музыкальных возможностей шестиструнная гитара пережила эпоху своего расцвета (с конца XVIII и до XIX века). За этот период гитара выдвинула целый ряд блестящих виртуозов и композиторов, как, например, испанцы Агуадо и Сор и итальянцы Джулиани, Лениани, Каркасси, Карулли, Зани-де-Феранти, Регонди, Моретти и другие. Концертная деятельность этих гитаристов в европейский странах подняла гитару на высокий профессиональный уровень и снискала ей многочисленных приверженцев из числа крупнейших музыкантов, поэтов и писателей. Одни из них- как композиторы Монтеведери, Россини, Гретри, Обер, Доницетти, Верди, Масснэ- использовали гитару в своих операх; другие- как композиторы Люлли, Вебер, Диабелли, Берлиоз, Гуно- сами играли на гитаре; третьи, наконец, как Глинка, Чайковский любили слушать гитару. Особо следует отметить, что знаменитый скрипач Паганини был в то же время прекрасным гитаристом и написал для гитары ряд прекрасных произведений. Поэты и писатели, как Гете, Кернер, Ленау, Байрон, Шелли, Державин, Пушкин, Лермонтов, Л. Толстой, Бодлер и многие другие любили гитару и посвятили ей не одну страницу в своих произведениях.
Расцвет гитары, продолжавшийся почти до конца XIX столетия, сменился ее упадком, главным образом благодаря появлению фортепиано. Однако с начала XX века мы наблюдаем период нового расцвета гитары, вызванный, по-видимому, изменением отношения широкой публики к ней, как к старинному и одному из наиболее выразительных народных инструментов. В результате появился ряд исключительно одаренных гитаристов- виртуозов, преимущественно испанцев (Таррега, Льобет, Сеговия, Пухоль и другие), которые довели до совершенства искусство игры на гитаре и поставили гитару наравне с другими традиционными сольными инструментами. И снова, как в эпоху первого расцвета, гитара привлекает к себе многочисленных друзей из числа виднейших композиторов, таких как Турина, Мануэль-де-Фалья, Понс, Руссель других.