1.1 Педагогика – что за зверь такой?
Эпиграф: кого боги хотят покарать, того они делают педагогом. (Сенека)[
На мое увлечение педагогикой оказали влияние два эпизода.
В десятом классе я из обычной средней школы перешел учиться в лицей. Лицей произвел на меня такое же впечатление, как бусы на папуаса. Еще бы. Из подростковых джунглей я попал в место, где учителя относились к ученикам с уважением, общались с нами почти на равных. Ученики свободно разговаривали с учителями на интересные темы, шутили и даже спорили с ними. Одноклассники – просто чудо. И пускай учебные нагрузки были адскими – все равно лицей мне нравился в сто раз больше, чем школа.
Примерно в это же время, я случайно наткнулся на книги Януша Корчака - писателя, который очень проникновенно пишет про детей, их жизнь, их радости и горести, про то, как несправедливы и несносны порою бывают взрослые. Корчак зажег во мне желание узнать, что не так в этом мире и можно ли хоть что-то в нем изменить.
Справедливости ради стоит сказать, что в педагогически ВУЗ я поступал не потому, что хотел стать учителем. Но меня радовала возможность больше узнать об этой профессии. Я надеялся, что педагогика даст ответы на мои вопросы.
- Заблуждаться мне пришлось недолго.
На занятиях педагогики мы узнали, что такое обучение и воспитание. При этом ничего не узнав, как нужно обучать и воспитывать. Узнали, что развитие человека, «как личности и субъекта деятельности» обязательно включает в себя: развитие эмоциональной сферы, развитие уверенности в себе и т.д. При этом мы понятия не имели, каким образом нужно развивать эмоциональную сферу и уверенность в себе у учеников.
Уже на первом курсе я изрядно разочаровался в педагогике. На третьем курсе мое мнение немного улучшилось, когда мы стали изучать историю педагогики, педагогический опыт других стран и педагогические инновации. Это было хотя бы интересно.
На третьем же курсе я прочитал две отличные книги: «Педагогическую поэму» Макаренко и «Сердце отдаю детям» Сухомлинского.
- Сейчас я думаю, что эти две книги – наибольшая ценность, которую я вынес из курса педагогики.
Я не хочу сказать, что ВУЗ совсем не готовит будущих учителей к работе в школе. Кроме педагогики была еще методика, где нас тренировали как нужно вести занятия, планировать уроки и составлять конспекты. Курс психологии в основном был немногим лучше педагогики. Но возрастную психологию я по-настоящему уважаю. Она помогает понять, как взрослеет ребенок и к чему нужно быть готовым взрослым.
И все-таки, из всех предметов, которые нас готовили к работе учителя, педагогика оказалась самой бесполезной.