Утопия стала реальностью. Георгий Данелия: «Остается надеяться, что человек когда-нибудь поумнеет сам». // «Аргументы и факты», № 3, 16 января 2013. URL:
http://www.aif.ru/culture/article/59095 Знаменитый режиссёр - о знаменитой комедии и доброй идее
25 лет назад, в 1987 г., культовый фильм «Кин-дза-дза!» режиссёра Георгия Данелия вышел в широкий прокат и получил две премии «Ника» плюс приз кинофестиваля в Рио-де-Жанейро. В начале 2013 г. в Москве ожидается первый показ мультфильма «Ку! Кин-дза-дза-дза» - анимационной версии картины.
«Этот фильм - предвидение будущего», - признавался Георгий Данелия. Сбывается ли оно сегодня? По абсолютным отзывам зрителей - да. Сверхциничное общество в галактике Кин-дза-дза (куда попадают главные герои фильма) вместе с его подобострастным «ку!», малиновыми штанами и принципом «скрипач не нужен!» кажутся нам уже понятнее и ближе, чем в перестройку, когда появился фильм. Однако после просмотра «комедийной антиутопии» мы, как и прежде, уходим с улыбкой. Почему? В чём секрет Данелия? Об этом «АиФ» спросил у самого режиссёра.
Неравенство заложено в ДНК!
«АиФ»: - Георгий Николаевич, ваш мультфильм - попытка что-то переосмыслить в жизни или вы просто захотели вернуться к старым героям, рассказать еще раз заново ту же сказку?Г.Д.: - Фильм «Кин-дза-дза!» снят о том, к чему может прийти человечество. Это не сатирическая комедия, как иногда думают, а скорее предвидение будущего. Как выяснилось, самого ближайшего тоже. Смысл анимационного фильма тот же - я говорю: ребята, ещё немного, и мы превратимся в то, что вам показывают на экране. Сегодня мы очень сильно приблизились к тому будущему, которое казалось более-менее далёким, и поэтому, я думаю, мультфильм «Ку! Кин-дза-дза-дза» снят вовремя… Планета Плюк не изменилась за 30 лет. Потому что им там уже развиваться некуда: они достигли всего, чего может достичь цивилизация: уничтожили природу, свой язык, свели музыку к двум нотам и выкинули на помойку честь и совесть.
«АиФ»: - Каким было бы будущее, предсказанное в «Кин-дза-дзе!», если б вы снимали фильм сегодня? Неужели ещё более жестоким? Но все картины Данелия, по сути, очень добрые... Вы как-то сказали о себе: «В моих фильмах добро выживает, хотя очень сильно придавлено ненавистью…».Г.Д.: - Мультфильм «Ку! Кин-дза-дза-дза» не менее смешной и забавный, чем его «старший брат». Хотя герои того фильма, которых сыграли Леонов и Яковлев, - чатланин Уэф и пацак Би, если разобраться, законченные мерзавцы. Они лживы, трусливы и очень жестоки, но в итоге всё равно симпатичны. Почему? Наверное, из-за моей манеры преподносить материал. Мой самый любимый фильм «Не горюй!» тоже считается комедией, хотя там три смерти.
«АиФ»: - Как думаете, кто выживет в новом, грядущем мире? У кого больше шансов? У людей какого типа?Г.Д.: - На первый взгляд кажется, что выживут более агрессивные, циничные, менее совестливые. Но я не представляю себе общество, где есть только такие персоны. Они же сами себя угробят моментально. Потому что без своих противоположностей они существовать не смогут... Но не надо забывать что человечество меняется -- была одна Германия, светлая и чистенькая честная потом превратилась в другую –гнусную фашистскую. И почти все кто там жил, во всяком случае, 90 процентов, стали крайне жестокими, даже извергами. Прошло время, и немцы опять превратились в аккуратных, дисциплинированных и благопристойных обывателей. То же самое было и с нашим государством. И снова может быть с Россией. Если агрессивные граждане будут очень энергичными, а сопротивление им окажется слабым, в результате получится новый СССР. Но закончится это, как всегда в таких ситуациях, крахом. Построенные на жестокости государства какое-то время процветают, а потом всё равно разрушаются - как Византия, Рим, гитлеровская Германия и СССР. И многие другие.
«АиФ»: - Герои «Кин-дза-дзы!» - прораб Дядя Вова и студент-скрипач Гедеван прилетели на планету Плюк из мира, где многие верили в то, что можно построить мир, где есть равенство, братство, справедливость…Г.Д.: - Совершенно точно. Ну а сейчас туда летит вместе с известным виолончелистом Чижовым подросток Толик, который совсем не похож на наивного Гедевана. Толик уже знает, что значат Деньги, и как надо их добывать. Он мастерски умеет считать и торговаться … и его трудно провести. Инопланетяне уважают его за это и почтительно зовутт «дядя Толик».
«АиФ»: - А скрипач – уже не нужен?Г.Д.: - Про скрипача – отдельная история. Он там уже и сам другой, и приключения у него на планете Плюк иные….
«АиФ»: - Вы думаете, мечта о равенстве и братстве на Земле канула безвозвратно? Её больше никто не попытается осуществить?Г.Д.: - Я думаю, никто, потому что все уже поняли: это утопия. Все религии пытаются уравнять людей, но не получается. Как нельзя уравнять животных - всё равно у них в стае есть главный и сильнейший, слабые притеснены, а сильные обладают привилегиями. Так же и у людей. И у нас - инстинкты. Люди едут на охоту, загоняют зверя, стреляют его - и счастливы, хотя убивают они не для еды. Это заложено в наших ДНК. Если их переделывать, тогда человечество может стать скучным и неинтересным. У нас, похоже, не психология, а биология.
«АиФ»: - То есть каждый сам за себя, как сейчас, - это уже навсегда, надо свыкнуться?Г.Д.: - Когда ликвидировали Советский Союз, я сказал: «Мне очень жалко, что покончили с утопической мечтой коммунизма». Потому что была надежда, что люди всё-таки заживут в справедливом мире. А сейчас что получается? Капитализм - очень негативное общество, построенное на отрицательных качествах человеческого сознания. Главное - деньги, и всё! «Человек человеку - волк» - не слова из советской пропаганды, а дейст¬вительная сущность общества потребления.
«АиФ»: - По английской пословице «Каждый должен возделывать свой сад»: заботься о себе, о семье, процветай - и всем тоже будет хорошо.Г.Д.: - Мне кажется, что сейчас не самое лучшее время в истории страны. Хотя никогда Россия не была настолько богатой и народ не жил в таком достатке. Нищие и бедняки на Руси были всегда, а вот столько богатых ещё не было. Но в то же время никогда на моей памяти, а мне 82 года, народ в своей массе не был настолько озлоблен и агрессивен, и в глазах - всё какая-то безнадёга. Не хватает чего-то.
«АиФ»: - Чего?Г.Д.: - Доброй идеи. Сейчас часто слышишь: «Мы им, козлам…», «Мы этих гадов…» То есть - вражда. Но это всегда разрушительно. А что же тогда? Хотя бы идея - чтобы самим жить хорошо. Давайте сделаем такую Россию, чтобы она была вся чистая, и детишки ходили бы ухоженные, и дома бы не рушились, - уже было бы хорошо. Я за то, чтобы, пока нам позволяет нефть, быть и сильным, и богатым государством, но не воссоздавать Союз по его грозности, а воссоздавать Россию, куда все хотели бы вернуться и никто б не хотел отсюда уехать.
«АиФ»: - Нужно ли снимать и показывать страшные сказки?Г.Д.: - В анимации есть понятие «композ». Это воссоединение слоев. В процессе работы над мультфильмом накапливается очень много разных слоев: Один слой – один герой нарисован, другой слой – второй герой. Потом они взаимодействуют на третьем слое. Отдельно – фон. На фоне отдельно деревья. Отдельно небо. Потом отдельно еще какие-то элементы, отдельно трехмерные механизмы, машины, самолеты, роботы. Это еще несколько слоев. Их сводят и получается единая картина, которую смотрят зрители. Так же , мне кажется, и жизнь состоит из многих слоев. Скажем, если взять «Я шагаю по Москве…», и наложить на «Нам двадцать лет» («Застава Ильича»), « Председатель» и еще на что-нибудь, то в итоге составится какая-то объективная картина. «Мимино» - вроде бы сказка, но в то же время, такое существует и в обществе, такая интонация. Она есть. Но она существует и наряду с жестокой, даже отвратительной жизнью и людьми. Все это тоже есть. Если мы будем показывать только «Мимино», и ничего больше, то все это будет неправда. И то будет неправда и другое. Поэтому, не надо чьи-то беговые дорожки устраивать, про которые можно сказать: вот это ваша пятая дорожка, а по третьей – не надо. Нужно чтобы было все, и жестокость тоже надо показывать.
«АиФ»: - Как тут не перегнуть палку? Как не увеличивать меру зла?Г.Д.: - Взгляните на наше телевидение и на историю человечества. В свое время самым богатым и самым значительным сооружением в мире был Колизей. Какое количество мрамора, и сколько рабов работало, чтобы его возвести! Туда съезжались лучшие люди той эпохи, чтобы посмотреть, как люди друг друга убивают.
«АиФ»: - Хлеба и зрелищ…Г.Д.: - Нет, не зрелищ, а именно убийства. Самого жестокого. Эта жестокость привлекала зрителей. Потому, что зрители любили ее, и был построен Колизей. Потом люди понимали, что жестокостью нужно бороться, запрещали ее, закрывали бои петухов, бои быков, бои без правил. Но все равно теневые дельцы это где-то устраивали. Как и у нас сейчас открыты подпольные казино и клубы, где действительно дерутся насмерть. Теперь, когда телевидение стало коммерческим, они там понимают, что когда показывают что-то положительное, все переключают программу. Поэтому, они ищут какой-то негатив. И зрители с удовольствием смотрят программы, где показывают в основном людей ущербных, или очень злобных, или чересчур несчастных. Либо передачи, где унижают чье-то человеческое достоинство, показывают грязные сплетни, и на это люди просто кидаются. На грязных сплетнях эти люди зарабатывают, а на положительном – ни фига не получают, - поэтому у нас и такое телевидение.
«АиФ»: - Но раньше, вроде бы, так не было, публика не бросалась с таким наслаждением на убийства и негатив. Соблюдался баланс между добром и злом…
Г.Д.: - Дело не в том, что был баланс. До революции была церковь. Она была очень влиятельной. Что-то церковь разрешала, а что-то категорически запрещалось. И не просто так, а уже на государственном уровне. Это тоже был большой сдерживающий момент. Православие сыграло свою положительную роль в моральном качестве народа. При советской власти была цензура, которая тоже не только запрещала какие-то политические и другие воззрения, но и очень, даже чрезмерно блюла нравственность - больше, чем католическая церковь. Но тут тоже не самом народе было дело, а во власти. Сейчас, когда все эти запрещающие препоны сняты. Если они снова не появятся, все так и будет идти… Я смотрю спорт, и если я переключаю программы, то кажется, как будто бы идет одна и та же картина, где кого-то душат, кому-то выкалывают глаза, где-то связывают ребенка, потом насилуют женщину. Думаете, потому что хозяева ТВ любят это? Нет, потому что это смотрят.
«АиФ»: - Судя по этой картине, кажется, будто общество запрограммировано на самоубийство. Люди как бы сами себя загоняют в черные мысли. Хотя, наоборот, мы должны радоваться жизни…Г.Д.: - Да, мы должны радоваться. Но не зря существуют бесы, чтобы соблазнять нас. Есть в человеке что-то, что надо ограничивать. Поэтому появились цари, фараоны, власть, полицейские. Это необходимо, чтобы общество жило. Если это отпустить, моментально будет катаклизм - все друг друга передушат. Самые обычные люди, вне зависимости - Россия это, Уганда или Англия. Это же не Бог организовывает, а сами люди так устраивают себе ограничения в виде государства, которое следит за людьми, чтобы они не делали того, чего нельзя. Поэтому всё, на что мы можем надеяться, - человек поумнеет сам.
«АиФ»: - Сам-то навряд ли, если за десятки тысяч лет он этого не сделал…Г.Д.: - Он не поумнел, но все-таки мы уже не сравним современную Италию с римской. Там на стадионах гладиаторы друг друга не режут. И у католической церкви тоже нет инквизиции, еретиков не жгут на кострах. И в России никого не четвертуют на Лобном месте, не рубят головы на Красной площади и не бегут посмотреть. Человек всё-таки развивается.
«АиФ»: - Значит, есть шанс, что мы не будем жить в «Кин-дза-дзе!»?Г.Д.: - Насчёт этого у меня вот какое мнение. Поскольку я уже старый, то я уже много думаю, философствую. Я считаю, что человечество, как и всё, создано кем-то. Я не знаю кем. Назовём это Богом. И Вселенная, и планеты, и Земля, и всё на свете имеет своё рождение, детство, юность, зрелость, старость и смерть. Так и человечество. Его надо рассматривать не отдельно: вот Африка - там негры, а в Китае китайцы, а как одно целое. Кто-то отстал, а кто-то развит, но, в общем, все мы - единый организм. Который сейчас, судя по идиотизму, ещё в детском возрасте или, быть может, уже в старческом маразме. Но есть какая-то цель, о которой мы не знаем. Вдумайтесь: сначала всё идёт медленно, начинают вдруг открывать что-нибудь - колесо, потом порох. На это уходят столетия, века, - а потом все быстрее, и быстрее, - познают, познают мир, - и уже понимают даже что-то про себя, - продлили жизнь везде, на всей планете, особенно в цивилизованных странах живут намного дольше, чем жили раньше… Какие познания нам ещё посыплются сверху? А я уверен, что это не рождается в мозгу человека само собой, а посылается нам сигналами. Ведь не зря у всех живущих, у кого есть мозги, они направлены к небу.
«АиФ»: - Что значит - к небу?Г.Д.: - Ну вот, у вас ближе всего к небу что? Правильно, голова. Хотя мозги могли бы быть в челюсти или в желудке. Но они на макушке - на самом верху. Значит, какие-то сигналы, как мне кажется, идут к нам с неба. Конечно, я рассуждаю примитивно, поскольку то, о чём говорю, ещё не открыто. Но уже чувствуется, что это где-то близко. Может быть, ещё лет сто - и что-то такое выяснится… Может, человечество создали, чтобы потом заселить другие планеты? Хрен его знает. Вот когда всё на Земле уничтожат, нам скажут: ну ладно, ребята, теперь вы всё знаете, тогда вот вам ещё одна планета, и ещё, и вот эта тоже - живите здесь аккуратно, воду не портите, воздух тоже.
«АиФ»: - Значит, человек медленно, но становится человечнее?Г.Д.: - Пускай медленно. Но я думаю, что в масштабах Галактики это вообще не время.