Мультяшка.
Автор - Samira
У меня в компе уже месяц живет Мультяшка. Это – такая маленькая девочка-колобок, которая очень похожа на все типичные смайлы в общалках. Она не носит юбочку, но я точно знаю, что она - девочка. Мне ее прислал мой приятель, с которым мы когда-то вместе учились в политехе. Теперь он занимается программированием и разработкой автоматизированных систем управления и увлекается всякими новаторскими фишками.
Файл Multyahska.exe я получил от него вложением по почте с припиской: «Запусти и понаблюдай. Думаю, ты это оценишь. Поделишься потом впечатлениями. Стас».
Я запустил файл и в правом нижнем углу экрана появился этот колобок с большими зелеными глазами, поклонился мне в реверансе и замер.
У него были две палочки-ножки и две палочки-ручки. Я попробовал подвигать курсором мышки и колобок начал водить глазами по сторонам, но не сдвинулся с места. Я попробовал щелкнуть на колобке и над его головой появилась цитата: «Меня зовут Мультяшка. И я – девочка». Под этой фразой стояла кнопка: «Спросить».
Я щелкнул на ней и передо мной высветилась строка для ввода. Я ввел первое, что мне пришло в голову: «Сколько тебе лет?» и щелкнул по синенькой кнопочке. Мультяшка кивнула головой и ответила: «Я уже взрослая. Мне пять лет». Я засмеялся от такой ее взрослости и начал ее рассматривать повнимательнее.
Мне пришла в голову мысль спросить у нее что-то посложнее: «А почему ты решила, что ты девочка?». Она вдруг закрутила глазами и я уже было подумал, что задал слишком сложный вопрос, но вдруг она достала из-за спины что-то голубое и хлопнула им себя по макушке. На голове появился голубой бантик. Меня это рассмешило еще больше и я решил поставить ее в тупик: «Ты выглядишь глупо…». Она моргнула и ответила: «Важно не это. Важно то, кем я на самом деле являюсь». «А кем ты являешься?». Она засмущалась и ответила: «Я Мультяшка и я – девочка».
Мне было забавно с ней играться и разговаривать, хотя через час я понял, что я теряю время и не успеваю с отчетами. Вечером я еще раз пообщался с Мультяшкой и у меня появилось желание переслать этот файл Ленке, моей девушке. Но что-то меня остановило.
Я включал Мультяшку каждое утро и убирал ее в крайних случаях. Обычно она тихо сидела в углу и шевелила только глазами. Общаться она начинала, только тогда, когда я наводил на нее курсор и задавал ей вопрос. Так она мне особо не мешала и я привык ее не замечать.
Однажды я подумал о том, что она очень терпелива и спросил ее о чем она думает. Оказалось, что она думает о звездах. Ее смущало то, что звезды летать научились, а танцевать не хотят. Я попробовал ей объяснить, что звезды не умеют летать, они умеют только падать. Она грустно ответила: «Я знаю. Но как бы было здорово, если бы они научились танцевать и писать слова на небе. Тогда с ними можно было бы разговаривать…»
Я подумал, что Мультяшка очень романтична. Через неделю я написал Стасу: «Слушай, но мне она нравится. Она - очень прикольная. Чье это?». Стас ответил лаконичным: «Не торопись с выводами. Не все так просто. Обсудим через неделю. Стас».
На следующий день я решил поинтересоваться, в чем не простота Мультяшки и задал ей вопрос: «А что ты умеешь еще?». Она ответила: «Я умею помогать». Я задумался над тем, как и в чем может помогать эта козявка. «В чем ты умеешь помогать?». Она села на пол и ответила: «В трудную минуту».
Я подумал о том, что если маленькие программки - хэлперы будут обладать способностью эмитировать сопереживание, то через лет 20 машины однозначно завладеют миром и меня это напугало.
«А как ты знаешь, когда трудная минута?» - я был уверен, что ее этот вопрос поставит в тупик, но она ответила мне без труда: «Если ты меня долго не спрашиваешь и не работаешь, значит у тебя трудная минута».
Да. Все было просто. Меня теперь не столько интересовали ее способности быть полезной, сколько то, что она способна вмешиваться в мое пространство. Я решил это обсудить со Стасом: «Она утверждает, что может помогать. Мне не нравится, что мульт будет вмешиваться в мою жизнь. В чем подвох?». Стас ответил: «Она этим не опасна. Фишка в другом. Попробуй загрузить ее работой и обсудим впечатления через неделю. Стас»
Мне нужно было за три дня составить в Project план работы на следующие три месяца для всех сотрудников нашей компании. Я не люблю эту работу и как обычно втыкал. Глянул на Мультяшку и написал: «Ну, давай, помогай мне». Она обрадованно подскочила и начала бегать по колонкам и ячейкам. Она останавливалась возле строк, цифр и дат и это заставляло меня обращать на них внимание. К вечеру таких игр я обратил внимание, что я знаю и вижу весь план и без экрана. По дороге домой, в пробке у меня возникло, как минимум, 12 замечаний к плану и я уже знал с чего начнется мой завтрашний день.
Следующую неделю я загружал Мультяшку работой. Она трудилась вдохновенно и с энтузиазмом. Я увидел огромную пользу от нее в своей работе и мне захотелось ее как-то отблагодарить.
Я решил построить ей домик… На это ушло не больше двух часов. Когда она увидела домик, она обрадовалась до визга. Раз восемь она заходила и выходила из него, затем кокетливо выглядывала из окошка, а позже начала высовывать свою голову и писать: «Ку-ку! А я – в домике!». Я подумал, что в следующий раз я ей нарисую кораблик.
Когда я понял, что ей очень нравится играть со мной я решил взять ее под контроль. Все-таки меня по-прежнему не отпускала мысль о том, что рано или поздно Мультяшка начнет оказывать на меня сильное влияние и вмешиваться в мое пространство. «Мне нужно работать, извини» - написал я ей. Она вышла из домика, понятливо кивнула и убежала.
Ее не было что-то около часа и я уже начал тревожиться о том, что я ее обидел, но как только я навел курсор на Multyaska.exe, она появилась с правой стороны с тележкой, наполненной коробочками. Этого я не ожидал. «Что это?». «Это – шоколад. Тебе. За домик». Она действительно была смешная. «Зачем мне столько шоколада? Я столько не съем». Мультяшка развела руками и ответила: «Я знаю. Но ты сможешь его отдать своим любимым смайлам за хорошую работу. Они обрадуются» Я подумал о том, что не хватало еще, чтобы моя Мультяшка обязывала меня заниматься работой и терять свое время. Поэтому я ей предложил: «Давай ты его положишь у себя в домике и мы будем раздавать его вместе». «Как скажешь. Это ведь теперь твой шоколад. Большое спасибо за домик» и Мультяшка опять раскланялась в реверансе.
В этот раз я решил не писать Стасу, а позвонить. Это лишило бы его возможности отписаться одной строкой.
- Стас, привет! Виктор.
- Привет, Вить! Секунду… слушаю тебя…
- Стас, я все-таки хотел бы с тобой поговорить о Мультяшке. Но я понимаю что ты не просто прислал мне мульт и это не похоже на все, что было раньше…
- То есть Мультяшка стала для тебя так же важна, как любимая девушка? – Стас рассмеялся.
- Нет. Ленка мне, конечно, дороже, но… - и тут я поймал себя на мысли, что за последние три недели я о Ленке и отношениях с ней думал раза в три меньше, чем о Мультяшке.
- Ну, давай тогда в пятницу встретимся в «Хостере», попьем пива и заодно все обсудим. На самом деле у меня для тебя есть подарок. Не то, чтобы я его специально покупал. Просто эту книгу подарили моей Крысе, а она не нашла ее интересной. Я подумал, что тебе будет полезно это увидеть.
Я обрадовался. Стас еще ни разу не подарил мне ни одной пустой книжки, хотя это было за всю историю не более пяти раз.
- Стас, а что подарить тебе?
- Ну… Буду честным. Я все это затеял с определенной целью…
- Говори, Стас, мы договоримся.
- Ты мне год назад показывал «Построенные на вечно»…
У меня екнуло. «Построенные навечно. Успех компаний, обладающим видением» я случайно купил на рынке и отдал за нее 30 долларов. Но проблема была не в цене. Эта книга была выпущена Стокгольмской школой экономики в Санкт-Петербурге и вероятность ее повторного выхода составляла один из ста. С учетом того, где находятся Стокгольм, Санкт-Петербург и Киев эта вероятность падала до одного из тысячи. Более того – из всего, что мне удалось прочитать за последние лет восемь, не было ни одной книги, которую бы я прочитал с таким удовольствием. Книга представляла из себя исследование глубинных причин долгосрочного успеха американских корпораций.
- Стас…
- Да нет, Вить. Я не прошу ее мне подарить. У меня два варианта. Я ее потрошу, делаю копию в Ридере и печатаю в двух экземплярах – тебе и мне. Если ты возражаешь, то я возьму ее на три месяца и поработаю с ней. У меня тут возникла кое-какая идея и она мне нужна для моих сотрудников. Ну, ты понимаешь…- вероятнее всего Стас планировал внедрить новую идеологию в своей компании, а, возможно, и научить секретам успеха своих работников для того, чтобы сделать их консалтинг более красивым.
- Стас, не вопрос. Я однозначно ее принесу, но о варианте мне надо подумать.
- Ну, ОК. Буду признателен.
В пятницу мы сидели в «Хостере» и нам определенно было о чем поговорить. Стас, как обычно, немного опоздал, но я использовал это время, чтобы просмотреть еще раз диаграммы и схемы в «Построенные навечно». Стас не потрудился извиниться за опоздание и сразу перешел к делу:
- Я пока придержу подарок, сначала поговорим о Мультяшке. Какие у тебя соображения?
- А чье это? В чем фишка?
- Это новая линейка продуктов __________. Ее адаптировали к 15 языкам и два месяца назад пошла первая волна. Она – бесплатная и будет таковой всегда. О фишке я хочу сначала услышать от тебя? Как впечатления, как пользователя?
- Ну… Она прикольная. С ней весело. Понятно, что это – новый Тамагочи и Скрепыш по-новому. Но я в ней нашел минусы.
- Давай о минусах подробнее. Например…
- Она отнимает внимание в том смысле, что я о ней думаю больше чем о Ленке, а Ленке за этот месяц отправил только три sms-ки, хотя обычно делаю это минимум один раз в день…
- Ну… - Стас затянулся сигаретой и прищурил глаз.
- Она отбирает время на эмоции и переживания и это немного выбивает меня из рабочего ритма…
- Это скорее плюс. Ты переключаешься, а, следовательно, не перегружаешься. У тебя не возникает мыслей о том, что работа делает из тебя машину стройного мышления. Пробуй ей просто меньше уделять внимания. Еще минусы нашел?
- Ну… Обмениваясь эмоциями с ней, я стал меньше уделять внимания коллегам и они заподозрили во мне проблему. Тревожность пошла вверх…
- Решаемо. Отправь Мультяшку и им. Еще…
- Знаешь, Стас, у меня с ней постоянно вертится одна мысль… Через 20 лет миром будут управлять машины.
- По плану – через 30 – Стас одобрительно улыбнулся – И этот план принадлежит Биллу.
- Расскажи о всей линейке.
- ОК. На подходе «Мэри Поппинс». Она будет для детей и будет учить корректной работе на компьютере. И она уже будет однозначно платной, но недорогой. Планируется «Слуга». Он тоже платный и будет компенсировать потребность в подавлении. В линейке еще пара-тройка продуктов, но прототипы «Джин из Алладина», «Мудрец», который будет больше цитировать, чем разговаривать ну и… что-то вроде личного друга-психотерапевта. Все они рассчитаны уже на взрослое поколение. Но главный план не в этом.
- Я так и подумал. В чем?
- Самым дорогим будет «Аллар», но он появится только тогда, когда вырастет новое поколение на этой линейке.
- А что будет делает «Аллар»?
- Я не очень пока понимаю, что «Аллар» будет уметь. Это – большая тайна. Но мне случайно повезло узнать, откуда произошло имя «Аллар».
- Аллах?
- Да. Они создали звуковую альтернативу. Теперь будет часто возникать в сознании вопрос «Аллар или Аллах?». Думаю, так они решили противопоставить свою идею идее Аллаха. Вероятнее всего, это уже способ заработать на противостоянии религий. Но я там нашел и еще один прикол. Они об этом, понятно, не говорят.
- Какой?
- Помнишь, как Гитлер повернул свастику?
- В том смысле, что это – языческий символ солнца, а он лучи повернул в обратную сторону и тем самым обозначил путь погружения мира во тьму?
- Да, я именно это имею ввиду. Они повернули наоборот «Ра», бог Солнца и замкнули им имя. Улавливаешь?
- Думаешь, они это сделали специально?
- Нет. Думаю, что друидические приемы игр на смыслах с помощью вращения знаков утонули вместе с друидами в их же крови, но если история знает прикол с Гитлером, то какова вероятность, что это не повторится опять? Хотя бы случайно?
- Логично. Так, а что «Аллар», как сама идея?
- Персональный компьютерный Бог.
- Ни фига себе! Вот это заявка!
- Да нет. Вряд ли они будут посягать на самого Бога. Скорее они хотят откачать бабло от религии. Какой смысл человеку жертвовать церкви, если на эти деньги он может купить себе Бога, с которым он сможет говорить всегда, когда этого захочет. Ну, ты понимаешь… Ограниченность бюджета определяет сознание…
- А что ты думаешь по этому поводу?
- Я думаю о том, как на этом заработать и что будет с моей компанией через 10, 20 или 30 лет.
- Я понял. Так а что за подарок? Я понял, что это связано…
Стас достал книгу в мягкой обложке под названием «Детский брендинг» и сказал:
- Я ее просмотрел с удовольствием. Я в туалет, а ты пока глянь ее – и ушел.
Я просмотрел оглавление и пробежал вступительную статью. Идея книги говорила о том, что за последние 20 лет в США бюджеты детских карманных денег увеличились в пять раз. Все больше и больше родители поощряют детей деньгами. Таким образом, количество решений о покупке того или иного товара для детей резко сместилось в сторону самих детей. Оказалось, что теперь 10% общего объема продаж детских товаров приходятся именно на детей и подростков. Это вызвало новую волну детских субкультур и логично думать о том, что можно продать детям и как это им продать.
- Я понял в чем фишка Мультяшки – сказал я Стасу, когда он вернулся.
- Ну…
- Она должна выполнить самую трудную черную работу. Через формирование эмоциональной зависимости она должна вырастить новое поколение, готовых жертвовать в пользу «Аллара».
- Да нет же, Витя! Подумай сам – зачем человеку жертвовать и надеяться, если он может заплатить и получать? Суть в том, что Мультяшка должна вырастить поколение, которое будет готово потреблять Бога. – И Стас хитро улыбнулся.
Вот за это я и ценил общение с такими людьми как Стас. Обсуждая, мы понимали, что нас ожидает или может ожидать через 10 или 30 лет. Это нам придавало уверенности в будущем.
Я ехал домой и думал о том, что я сегодня узнал. Дороги были свободными, а светофоры не мешали мне размышлять. Я попробовал представить нашего с Ленкой сына, которому уже 10 лет. Мне представилось, что у него есть свой счет и карта, по которой он ходит в свои магазины и все покупает себе сам. Я подумал о том, что у него будет и карта с кидбаксами, новой детской валютой, которую можно будет зарабатывать и в школе. Наверняка и государство найдет способ зарабатывания на этом через лиценизирование права торговать за кидбаксы…
Я подумал о том, что когда моему сыну будет уже 15, у меня возникнет потребность воспитывать и управлять и тогда на смену Мультяшкам и Джинам придут сайбер-киды, компьютерные персональные дети. Они будут жадно впитывать информацию умных «родителей» и качать ее в банк знаний и, таким образом, Билл решит проблему единого информационного поля…
Я понял, что мысль о том, что через 20 лет миром будут управлять машины не зря крутилась в моей голове все это время. И еще я почувствовал, что завтра я отправлю Мультяшку своим сотрудникам, но сам включу ее не скоро.
Я взял мобильный и набрал Стаса: «Старик, так все-таки через 20 лет миром будут управлять машины?». Стас расхохотался: «Брат, а ты надеялся на что-то другое? Через 50 лет точно и тотально, но все равно машинами будет управлять Билл. Вот потому мне и нужны были «Построенные навечно»…
- Стас, поступай с ней как тебе удобнее. Лучше всего распотроши ее и растиражируй для всех своих сотрудников.
- Да нет, Вить. Я тоже хочу быть маленьким Биллом. Мне нужно мое поколение машин. Думаю, ты понимаешь…
- Спасибо, Стас. Я никогда не жалел, что имею с тобой дело.
- Пока, Вить. До связи.
Я выключил трубку и сбросил скорость – машина подкатилась к заезду в мой двор. Я запарковался и, не откладывая в долгий ящик, набрал на мобильном: «Лена! Давай уже поженимся! Я хочу от тебя детей». По моим правилам надо было три дня подумать, прежде чем это отправить, но в этот раз я изменил своему правилу, нажал на «Отправить» и подумал: «И хоть так, но попробовать что-то изменить».