Ребенок выбирает профессию

Здесь обсуждаем серьезные темы прикладной направленности, делимся мнениями, методиками, ссылками, статьями.

Модератор: Эцилоппы

Ребенок выбирает профессию

Сообщение Господин ПЖ » 18-06, 18:51

У меня растут года
Будет мне 17
Кем работать мне тогда?
Чем заниматься?

В.Маяковский

О профессиональной ориентации ребенка

Каждый прыгун знает, что прыжок будет значительно лучше, если сделать хороший разбег. Рано или поздно ваш ребенок вырастет и выберет свой жизненный путь, выберет свой способ добычи хлеба насущного, то есть профессию. Однако в этом вопросе, как и в прыжках, важен хороший разбег, который придаст прыжку дополнительный импульс и верное направление. Чем раньше будет сделан выбор будущей профессии вашим ребенком, тем больше у него время для разбега, тем больше можно успеть в подготовке его к будущей профессиональной деятельности, к трудовому прыжку.

Тем не менее, слишком рано делать этот выбор тоже не стоит, т.к. здесь слишком велика цена ошибки. Не все таланты, способности и склонности ребенка можно раскрыть сразу, часто на это требуется длительное время.
  • И будет очень обидно, если все детство ребенка будет посвящено Миру Музыки, а потом выяснится, что настоящим его призванием является футбол.
Некоторые дети с самого раннего возраста уже знают, кем они будут, когда вырастут. Одни бредят небом или даже космосом, другие – дальними странами, морями-океанами, третьи видят себя полководцами, четвертые – врачами, учителями, милиционерами.
  • Мало кто из детей видит себя в будущем клерками, бухгалтерами и юристами, все мечтают, как правило, о героических и романтических профессиях
Однако, таких детей мало. Большая часть детей хотят быть теми, о ком был самый последний просмотренный мультик или прочитанная книжка. После сериала о «черепашках-ниндзя» они хотят быть ниндзя, но потом они смотрят эпопею про Гарри Поттера и уже хотят быть волшебниками и т.д.
  • Вот они-то, обычно, и становятся клерками, бухгалтерами и юристами.
Случается что дети из первой группы переходят во вторую и наоборот.

Все работы, как писал поэт, хороши – выбирай на вкус. Однако, очень важно сделать правильный выбор. Как и всякий выбор, выбор будущей профессии идет по определенным критериям и с определенными ограничениями.
  • Если ты чернокожий мальчик из Зимбабве, то профессия японской гейши для тебя, увы, отпадает сразу.
Какие же критерии используются в выборе профессии? На мой взгляд, важнейший критерий – это получение морального удовлетворения от профессиональной деятельности. Далее (и часто вместе с этим) следует самореализация, т.е. раскрытие в работе талантов, способностей и внутренних резервов человека. И лишь потом идет престиж, доходность, связи родителей, династические и прочие соображения.

Конечно, акценты могут быть расставлены и по-другому. В каждой семье критерии свои. Но следует помнить, что неверный выбор критериев может привести к неверному решению, которое дорого обойдется вашему ребенку.

На четырех интернет - форумах психологической направленности мною было проведено анкетирование, где один из вопросов звучал так:

Расставьте по важности для вас преимущества вашей работы.

И предлагалось 14 критериев.

В итоге, после обработки 40 анкет получилось следующее:

1. Интерес к своему делу
2. Моральное удовлетворение от выполняемой работы
3. Дружный, приятный коллектив
4. Высокая зарплата
5. Хороший социальный пакет, условия труда, гибкий график
6. Хорошие отношения с руководством
7. Близость от дома
8. Возможность карьерного роста
9. Социальная важность вашей работы.
10. На работе раскрываются ваши таланты и способности
11. Престижность вашей работы
12. Большие связи в интересующих вас кругах
13. Работа вас не напрягает, не отнимает много времени
14. Работа позволяет развеяться от домашних забот.

Итак, на первом месте, с большим отрывом идет интерес к своему делу. И это вполне ожидаемо, мало людей согласятся посвящать свою жизнь и свое время тому, что им не интересно, пусть даже это приносит хороший доход.

На втором месте идет отдача от своего дела – моральное удовлетворение. И это тоже вполне ожидаемо и понятно – интерес должен поощряться отдачей, иначе он быстро угасает. Причем интересно, что моральная отдача ценится в среднем выше материальной.

На третьем месте – комфортный коллектив, что подчеркивает, что человек – существо социальное и важно не только что и как он делает, важно также с кем он это дело делает. Отношения с окружающими людьми, с коллегами играют очень важную роль для большинства участников анкетирования. Все мы прежде всего люди, а лишь потом функциональные элементы той или иной системы.

На четвертом и пятом месте – материальная отдача от работы. Тоже вполне ожидаемый результат. Ведь кушать, как говорится, хочется всегда, и если любимое дело не приносит дохода, приходится его делить с чем-то еще и в конце концов человек может просто разочароваться и сменить свое любимое дело на какое-то другое, также любимое, но еще и доходное.
  • Рыба ищет, где глубже, а человек – где рыба.
А вот раскрытие собственных талантов и способностей оказалось на одном из последних мест. Увы, но это так. На мой взгляд, это один из негативных результатов отсутствия профессиональной подготовки и помощи со стороны родителей, которые отметили почти все опрошенные. Вот здесь есть повод задуматься.


Каковы типичные ошибки родителей в выборе критериев?


Во-первых, во многих семьях и вовсе никаких критериев выбора нет. Некоторым родителям просто лень заниматься ребенком вообще, а уж о его профессиональной ориентации они думают в самую последнюю очередь. Это приводит к случайному выбору профессии.
  • Хотя иногда этот выбор оказывается удачным.
Из опрошенных менее 20% сообщили, что родители их готовили к выбранной профессии и занимались хоть как-то профессиональной ориентацией. Если кому-то и помогали родители, то, в основном, это была материальная поддержка, максимум – беседы и покупка литературы.

Во-вторых, существуют семейные традиции. Например, прадед был врачом, дед был врачом, отец был врачом. Кем же еще быть сыну? Вопрос даже не стоит. Это – династические профессии.
  • И опять же иногда это приводит к успеху. Ребенок с детства погружен в соответствующую среду, общается с представителями своей будущей профессии, имеет преимущества в виде помощи и связей родителей, их опыта и протекции.
Среди опрошенных считают нужным познакомить со своей профессией своих детей 14%.

В-третьих, часто на первый план выводятся деньги или престиж профессии.
  • Мне все равно, где ты работаешь, лишь бы ты зарабатывал много, купил крутую тачку, квартиру и нас, родителей, обеспечивал, - такова позиция многих отцов и матерей.
Наконец, многие чадолюбивые родители призывают ребенка найти такую работу, чтобы много не напрягаться.
  • Где бы ни работать, лишь бы не работать!
Во всех этих случаях, ребенок вполне может найти то, что ему нужно и быть вполне успешным и счастливым, но такие случаи, скорее исключение, чем правило. Это как выигрыш в лотерею – кому-то везет, но далеко не всем.

Не удовлетворены оплатой своего труда 50% опрошенных. Около 20% не удовлетворены избранной профессий. 38% сменили бы свою профессию и даже сферу деятельности, если бы поступило более выгодное предложение. Около 5% не интересна выполняемая работа. 14% не используют на работе свои таланты и способности. И только 10% отметили, что их таланты и способности полностью раскрылись в избранной профессии.

Как узнать, что выбор профессии сделан верно? Очень просто: если человек идет на работу, как на праздник, если дело «горит» в его руках, если он полностью раскрывается в своем деле, реализует свои скрытые таланты, быстро становится мастером в своем деле, испытывает чувство удовлетворенности своей работой, достигает успеха в своих делах. Если работа одновременно является и его хобби – вот признаки успешного выбора профессии.

Работа и хобби пересекаются у 24% опрошенных.

Соответственно, выбор профессии сделан неверно, если человек на работе выматывается, идет на работу, как на каторгу, мечтает об обеде, конце рабочего дня, пятнице, отпуске…, часто меняет работу (не место работы, а именно работу, специализацию, направление деятельности), не растет профессионально и не испытывает потребности в этом, имеет разнообразные хобби, занимающие в его жизни куда более значительное место, чем работа.

В среднем, опрошенные 2 раза меняли свою специальность

Несомненно, может случиться так, что человек, сделавший неверный выбор, когда-нибудь найдет то, что ему по душе. Но это может произойти слишком поздно и будет «мучительно больно за бесцельно прожитые годы».
  • Великий живописец Гойя, нашел свое призвание в изобразительном искусстве в весьма почтенном возрасте, где-то в 40 лет. Сколько бы он смог сделать, найди он себя в живописи еще в юности!
Итак, подготовить ребенка к будущей профессии, помочь ему сделать правильный выбор – одна из важнейших задач для любящих и дальновидных родителей. Эта длительная работа должна включать в себя два основных этапа:


1. Выявление таланта

2. Развитие таланта


На первом этапе делается собственно выбор будущей профессии или хотя бы генерального направления (спорт, наука, культура и т.д.). На втором этапе идет уже целенаправленная подготовка в заданном направлении – углубленно изучаются необходимые дисциплины, ребенок занимается в профильных кружках, играет в развивающие игры, знакомится с азами своего будущего дела, обретает полезные связи в своей области, готовится к поступлению в профильные вузы, родитель «закидывают удочки» в возможные места работы, делаются другие стратегические ходы.

На первом этапе крайне важно испробовать все, - ведь талант вашего ребенка может лежать в самой неожиданной области. Собственно это делают и школы и вузы, этим и обусловлено такое пестрое многообразие изучаемых предметов, но здесь очень важно, чтобы был хороший наставник, учитель, преподаватель. Ведь негативный опыт в какой-то дисциплине, вызванный напряженной коммуникацией с преподавателем, может закрепить у ребенка подсознательное отторжение самой дисциплины. А ведь, кто знает, может именно в ней и лежит основной талант ребенка? Так он может и остаться лежать навечно зарытый в землю.

Поэтому, если ваш ребенок говорит, что он не любит, скажем, математику, потому что «плохая училка», то надо обязательно попробовать познакомить его с математикой при помощи хорошего, талантливого педагога. И так по каждой «проблемной» дисциплине: хоть понемногу, но ребенок должен попробовать в каждом направлении человеческой деятельности чего-нибудь «вкусненького». Если интерес возник, его надо попытаться развить, однако ни в коем случае не стоит делать это насильно, пытаясь оправдать вложенные средства – это одна из основных ошибок в профессионально ориентировании ребенка.
  • Мы потратились, купили тебе пианино, так что сиди и играй!
Из опрощенных 10% отреагировали бы болезненно на резкую перемену курса со стороны ребенка, при условии, что в профессиональную подготовку были вложены немалые средства. Впрочем, подавляющее большинство отнеслось бы к этому спокойно и с пониманием.

Выбор можно считать состоявшимся и переходить ко второму этапу, когда:
  • у ребенка есть устойчивый интерес к определенному делу
  • у ребенка есть обнадеживающие успехи в выбранной области
  • он занимается выбранным делом с удовольствием
  • он занимается любимым делом сам, без понукания со стороны
На втором этапе подготовки идет уже целенаправленное развитие ребенка в выбранном направлении, но это не значит, что надо резко ограничить все остальные интересы. Все еще может поменяться и не один раз. Но акцент постепенно, плавно смещается на выбранное дело, а все прочие направления постепенно уходят в фоновый режим. Вполне возможно, что основных направлений поначалу будет два. Вот пример из автобиографической поэмы моего деда:

Мальчиком в тринадцать лет на развилке дней
Я ошибся или нет в выборе путей?
Я в один и тот же год полюбил двоих:
Самодельный самолет, самодельный стих.

Появилась у меня для дуплета цель:
Строчки первого стиха, первая модель.


Вся его жизнь сложилась из тесного творческого переплетения этих двух основных направлений. И все же, одно было ведущим (авиация), а второе – фоновым (поэзия). Мало кто способен по максимуму вкладываться в два основных направления одновременно. Практически всегда одно из направлений становится ведущим, оттесняя все остальные в фон и это вполне разумно и рано или поздно, человеку приходится делать выбор, какому любимому делу отдать предпочтение, и в этом случае выбор особенно труден.

Теперь перейдем к практике развития таланта. Прежде всего это – развивающие игры, выбор кружков и курсов, стратегические вложения (покупка пианино, например), подбор книг, поиск связей, завязывание знакомств и многое другое.

В романе Б.Акунина "Азазель" описывается любопытный метод построения школы, целиком направленной на выявление и развития индивидуального таланта каждого ученика. Такие школы называются в романе "Эстернаты" по имени основательницы леди Эстер. Вот любопытный отрывок из романа:



— О да, — оживилась леди Эстер, видимо, садясь на любимого конька. — Найти свой путь — самое главное в жизни любого человека. Я глубоко убеждена, что каждый человек неповторимо талантлив, в каждом заложен божественный дар. Трагедия человечества в том, что мы не умеем, да и не стремимся этот дар в ребенке обнаружить и выпестовать. Гений у нас — редкость и даже чудо, а ведь кто такой гений? Это просто человек, которому повезло. Его судьба сложилась так, что жизненные обстоятельства сами подтолкнули человека к правильному выбору пути. Классический пример — Моцарт. Он родился в семье музыканта и с раннего детства попал в среду, идеально питавшую заложенный в нем от природы талант. А теперь представьте себе, дорогой сэр, что Вольфганг Амадей родился бы в семье крестьянина. Из него получился бы скверный пастух, развлекающий коров волшебной игрой на дудочке. Родись он в семье солдафона — вырос бы бездарным офицериком, обожающим военные марши.

О, поверьте мне, молодой человек, каждый, каждый без исключения ребенок таит в себе сокровище, только до этого сокровища надобно уметь докопаться! Есть очень милый североамериканский писатель, которого зовут Марк Туэйн. Я подсказала ему идею рассказа, в котором людей оценивают не по их реальным достижениям, а по тому потенциалу, по тому таланту, который был в них заложен природой. И тогда выяснится, что самый великий полководец всех времен — какой-нибудь безвестный портной, никогда не служивший в армии, а самый великий художник так и не взял в руки кисть, потому что всю жизнь проработал сапожником. Моя система воспитания построена на том, чтобы великий полководец непременно попал на военную службу, а великий художник вовремя получил доступ к краскам. Мои педагоги пытливо и терпеливо прощупывают душевное устройство каждого питомца, отыскивая в нем божью искру, и в девяти случаях из десяти ее находят!...

Главная обязанность учителя — присматриваться к детям и исподволь давать им разные несложные задания. Задания эти похожи на игру, но с их помощью легко определить общую направленность натуры. На первом этапе нужно угадать, что в данном ребенке талантливее — тело, голова или интуиция. Затем дети будут поделены на группы уже не по возрастному, а по профильному принципу: рационалисты, артисты, умельцы, лидеры, спортсмены и так далее. Постепенно профиль все более сужается, и мальчиков старшего возраста нередко готовят уже индивидуально. Я работаю с детьми сорок лет, и вы не представляете, сколь многого достигли мои питомцы — в самых различных сферах.

Аватара пользователя
Господин ПЖ
Губернатор планеты Плюк
Губернатор планеты Плюк
 
Сообщения: 3730
Зарегистрирован: 06-06, 12:40
Откуда: Планета Плюк, 215 в Тентуре, галактика Кин-дза-дза в Спирали

Сообщение Господин ПЖ » 18-06, 18:52

Результаты опроса: Нужна ли профессиональная ориентация детей?

Всего проголосовало (на 5 форумах): 101 человек (количество голосов примерно равно %% ответивших).


  • Надо дать попробовать ребенку все, а там - сам решит - 41 голос
  • Да, и чем раньше, тем лучше - 21 голос
  • Достаточно просто иногда проводить беседы на эту тему - 21 голос
  • Нет, он сам должен найти свой путь и пробиться - 10 голосов
  • Надо познакомить со своей профессией и ориентировать личным примером - 6 голосов
  • Затрудняюсь ответить, пока не решил(а) - 3 голоса
  • Пусть этим занимается школа и ВУЗы - 1 голос
  • Какая еще ориентация? Кормлю, одеваю, опекаю и достаточно! - 1 голос
Аватара пользователя
Господин ПЖ
Губернатор планеты Плюк
Губернатор планеты Плюк
 
Сообщения: 3730
Зарегистрирован: 06-06, 12:40
Откуда: Планета Плюк, 215 в Тентуре, галактика Кин-дза-дза в Спирали

Сообщение Господин ПЖ » 18-06, 18:53

В чем может выражаться помощь родителей в разитии таланта ребенка?

Вкратце перечислю основные, наиболее популярные методы:

1. Беседы о профессиях
2. Запись в кружки и секции
3. Знакомство с профессиями и профессионалами
4. Стратегические покупки
5. Подбор литературы, музыки, фильмов
6. Подбор ВУЗа и помощь в поступлении
7. Подбор рабочего места и помощь в его получении
8. "Волшебный пинок"

Теперь подробно разберем каждый метод.

Беседы о профессиях

Это - самый простой, самый дешевый и самый популярный метод.
21% опрошенных вообще предлагают им и ограничиться.

Его можно начинать с самого раннего возраста, когда ребенок только начинает познавать мир.
  • Стадия "почемучки" :baby:
Сначала родители просто рассказывают, кто чем занимается, какие есть интересные моменты в каждой профессии и т.д.
  • Читают с ребенком стих Маяковского, начало которого вынесено в эпиграф ;)
Затем уже начинают слегка расставлять акценты.
Например: вот, дядя учиться не захотел, теперь работает грузчиком...
Потом, уже ориентируясь на склонности ребенка, на выявленные таланты (и это тоже делается в ходе бесед и наблюдения за его поведением и игрой), уже идет более подробный рассказ о профессиях, которые могут ему показаться интересны. В подростковом возрасте уже можно набросать варианты жизненных сценариев для каждой из интересных ребенку профессий:
  • Тебе нравится музыка? Хочешь стать музыкантом? Для этого надо закончить музыкальную школу, затем - училище и, наконец, консерваторию. Хотя, можно пойти и по другому пути: ты займешься музыкальным самообразованием и создашь свою музыкальную группу (или вступишь в чью-нибудь).
    В любом случае, тебе нужно будет освоить музыкальную теорию и хорошо овладеть каким-нибудь видом инструментов (струнными, клавишными, духовыми или ударными). Здесь же можно рассказать о великих композиторах, музыкантах; порекомендовать музыку, книги по музыке, фильмы и т.д.
Кружки и секции

Кружки и секции - это уже более "продвинутый" этап в профессиональной ориентации. Благодаря кружкам и секциям ребенок осваивает азы профессий, делает первые самостоятельные шаги, общается с друзьями по интересам, получает опытных наставников... Сколько великолепных, головокружительных карьер начинались с какого-нибудь кружка! Почитайте биографии известных людей: многие актеры начинали со школьного драмкружка, великие спортсмены - с районной секции и т.д. Поначалу можно записать сразу в несколько кружков и менять их "как перчатки". Таким образом, можно хоть немного, но попробовать все.

Кстати, 41% опрошенных считает, что этим и стоит ограничиться в профессиональной подготовке ребенка.

Моя 10-летняя дочь с удовольствием ходит в районный танцевальных клуб и достигла значительных успехов в танцах. Кроме того, она занимается в клубе английского языка "Мистер Инглиш". Теперь у нее две жизненные стратегии: либо стать переводчицей, либо посятить свою жизнь танцам. Что бы она в итоге не выбрала, каждое из этих направлений не помешает другому. Английский очень пригодится для международных выступлений, а танцы - для развития чувства ритма, гармонии, уверенности и коммуникативности.

Знакомство с профессиями и профессионалами

Этот метод является логическим продолжением двух предыдущих. Если ребенок с детства погружен в "среду" какой-либо профессии, часто видит ее представителей, слышит их беседы, бывает на работе у (мамы, папы и др.) представителей этой профессии, погружается во все тонкости этой работы и.т.д., то это вполне может определить его профессиональный выбор. Дети впитывают все, как губки, и, поэтому, ваше отношение к своей профессии скорее всего передастся и детям. Если вы "горите" своим делом, любите его, и если между вами и вашими детьми есть взаимопонимание, то вполне вероятно, что дети заинтересуются вашей профессией и пойдут по вашим стопам. Справедливо и обратное.
Но не стоит ограничивать знакомство ребенка только со своей профессией. Пусть ребенок познакомится с самыми разными областями человеческой деятельности.

Пришли лечить зуб к врачу - заодно показали ребенку как работают врачи, приехали в аэропорт - показали как работают летчики, стюардессы. Пришли в столовую - смотрим, как работаю повара...
  • Человек может бесконечно наблюдать за тремя вещами: огнем, водой и работой другого человека.
Здесь от родителей требуется лишь легкое и ненавязчивое акцентирование внимания.

Стратегические покупки.

Один из важных методов привлечения внимания ребенка к той или иной профессии, а также мощный стимул для развития этого внимания - стратегическая покупка. Это - покупка на крупную, значимую для вас сумму, которая послужит вашему ребенку долгие годы и обеспечит его устойчивый интерес к определенному делу и может даже определить его выбор профессии.

На первое место я бы поставил:

1. Компьютер.

Эта покупка - универсальная. Компьютер пригодится и будущему математику и архитектору, и музыканту и художнику, и спортсмену и журналисту, и офицеру и врачу... Здесь важно поставить дело так, чтобы ребенок развывался, а не только развлекался, играя в примитивные игры. Те же игры можно подобрать так, чтобы ребенок учился и осваивал какую-то профессию через игру.
  • Помню была когда-то потрясающая по своей креативности игра "The Increadible Machine". Игра развивала творческое и техническое мышление, а также владение английским языком (ибо русского варианта не было). К сожалению, сейчас на новых компьютерах она не работает, а аналога я что-то нигде не вижу.
    Хотя Михаил К прислал мне письмо:
    Я нашел аналог The Increadible Machine
    Игра называется "Заработало"
    http://portal.mediahouse.ru/catalogue.html?sel=1121948503
    подарю себе на новый год... если найду
    Ссылка, правда, не работает...
Далее идут уже более специализированные покупки.

Например, для юного музыканта - это Инструмент. Пианино, виолончель, скрипка, труба...
И вся "периферия" к нему: пюпитр, камертон, нотные тетради, и т.д.

Для будущего журналиста, фотографа - фотоаппарат, видеокамера.

Для биолога - микроскоп, для астронома - телескоп. Сейчас продаются модели, подключаемые к компьютеру. Можно видеть изображение на экране, записывать и анализировать его...

Для химика есть замечательный набор "Юный химик".
В свое время, родители подарили мне такой, после чего я увлекся химией. Стал учиться по этому предмету на пятерки и даже занял 1-е место в районной олимпиаде. Даже на химфак МГУ поступать собрался... Вот какие последствия может вызвать такой подарок.

Будущему спортсмену пригодятся тренажеры, мячи, ракетки, велосипед. Эти покупки также универсальны, даже если ребенок и не будет посвящать свою жизнь спорту. Здоровое тело пригодится всем...

Очень полезной покупкой являются развивающие игры. Прежде всего - шахматы. Эта древняя игра учит стратегическому мышлению, логике, интуиции. Очень пригодится будущим математикам и вообще детям, склонным к точным наукам.
Аватара пользователя
Господин ПЖ
Губернатор планеты Плюк
Губернатор планеты Плюк
 
Сообщения: 3730
Зарегистрирован: 06-06, 12:40
Откуда: Планета Плюк, 215 в Тентуре, галактика Кин-дза-дза в Спирали

Сообщение Господин ПЖ » 10-05, 12:58

Михаил Веллер. Тест

-----------------------------------------------------------------------
Сб. "НФ-23". М., "Знание", 1980.
OCR & spellcheck by HarryFan, 27 April 2001
-----------------------------------------------------------------------

Первого августа, за месяц до начала занятий в школе, мама повела Генку
на профнаклонность. Генка не боялся и не переживал, как другие. Ему нечего
было переживать. Он знал, что будет моряком. Его комната была заставлена
моделями парусников и лайнеров. Он знал даже немного старинный флажной
семафор и морзянку. И умел ориентироваться по компасу.
Вот Гарька - Гарька, да, волновался. Он семенил рядом со своей мамой,
вспотевший и бледный. Вчера он упросил Генку, что будет проверяться после
него. Он во всем с Генки обезьянничал. И модели с него слизывал, и
тельняшку себе выклянчил, когда Генка впервые вышел во двор в тельнике.
Ему тоже хотелось стать моряком. Генке было не жалко. Пожалуйста. Море
большое - на всех хватит. Даже так: когда он станет капитаном, то возьмет
Гарьку на свой корабль помощником.

С солнечной улицы они вошли в прохладный вестибюль поликлиники. Генке
мама взяла номерок на десять сорок. Гарькин номерок был на десять
пятьдесят.
В очереди ждало и томилось еще человек пять. Трое девчонок сидели
чинно, достойно; девчонки... что с них взять, сначала им куклы, потом дети
- весь интерес. Пацаны тихо спорили, с азартом и неуверенностью.
Профнаклонность - это тебе не шутка, все понимали.
Настала Генкина очередь. Они шагнули с мамой за белую дверь.
- Останься в трусиках, - сказала медсестра. - А вы, - к маме, -
подождите здесь с одеждой.
Генка независимо вошел в кабинет. Доктор оказался совсем не такой; не
старый и в очках, а молодой и без очков. Из-под халата у доктора торчали
узкие джинсы.
- Садись, орел! - Он подвел Генку к высокому креслу. - Сиди тихонько, -
пощелкал переключателями огромной, во всю стену, машины с огоньками и
экранами. Снял со стеллажей запечатанную пачку карточек и вложил в блок. -
Не волнуйся, - приговаривал он весело, успокаивающе, а то, можно подумать,
Генка волновался... хм. Доктор надел Генке на голову как бы корону, от
каждого зубца тянулся тоненький проводок за кресло. Подобные же штуковины
доктор быстро пристроил ему на левую руку и правую ногу. И прилепил что-то
вроде соски к груди. - Так. Вдохни. Выдохни. Расслабься. Сиди спокойно и
постарайся ни о чем не думать. Будто бы ты уже спишь... - Он повернул
зеленый рычажок. Машина тихонько загудела. - Вот и все) - объявил доктор и
снял с Генки свои приспособления.
- Доктор, я моряк? - для полного спокойствия спросил Генка уверенно.
- Одну минуточку... - Доктор открыл блок, вынул карточки, нажал
какую-то кнопку, и машина выбросила пробитую карточку в лоток. - А ты,
брат, хочешь стать моряком?..
- Ну естественно, - снисходительно сказал Генка.
- Ого!.. Сто девяносто два! - Доктор одарил Генку долгим внимательным
взглядом. - Сто девяносто два! Поздравляю, юноша.
- Я буду адмиралом?! - подпрыгнул Генка.
После паузы доктор ответил мягко:
- Почему же обязательно адмиралом?..
И то ли от интонации его голоса, или еще от чего-то странного Генку
вдруг замутило.
- Что... там?.. - выговорил он, борясь с приступом дурноты.
Доктор был уверен, весел, доброжелателен:
- Чудесная и редкая профессия. Резчик по камню! Нравится?
- Какой резчик, - шепотом закричал Генка, вставая на ноги среди
рушащихся обломков своего мира, и замотал головой, - какой резчик!
Появившаяся медсестра положила добрую властную ладонь ему на лоб и
что-то поднесла к лицу, от едкого запаха резануло внутри и выступили
слезы, но сразу отошло, стало почти нормально.
- Нервный какой ты у нас мальчик, - ласково сказала медсестра и
погладила его по голове.
- Редкая и замечательная профессия, - убедительно и веско повторил
доктор. - И у тебя к ней огромнейшая способность. Утречко, а? - обратился
он к медсестре. - В девять был этот мальчишечка... Шарапанюк... резчик по
камню, сто восемьдесят. Теперь, пожалуйста, этот - сто девяносто два, а?
- И тоже резчик? - сестра взглянула на Генку по-особенному и вздохнула.
- Талант...
- Посмотри на его убитое выражение. - Доктор даже крякнул. - А поймет,
что к чему, еще ведь зазнается, возгордится. Ты еще прославишься, мальчик.
- Я не хочу прославиться, - горько сказал Генка. - Я все равно моряк...
Мама поняла все сразу, когда Генка вышел обратно в приемную. Она взяла
профнаправление - и лицо ее посветлело. Она взволнованно поцеловала Генку
куда-то между носом и глазом и принялась сама надевать на него рубашку,
как будто бы он маленький.
- Чудесно, сынок, - сказала она. - Замечательно! Пойдем с тобой сейчас
в художественную школу.
- Я пойду в мореходку, - ответил Генка непримиримо.
Мама покусала губы.
- Хорошо, - сказала она. - Пойдем сейчас домой. Пусть папа придет, там
решим вместе.

Генка хмуро сидел во дворе под старым кустом акации, когда его отыскал
там Гарька. Гарька самодовольно сиял.
- Меня уже оформили в мореходку, - похвастался он. - Что же ты меня не
подождал, как договаривались? А мама сказала, что ты теперь пойдешь в
художественную школу... Я не поверил, конечно, - доверительно сообщил он.
- Какой у тебя уровень? У меня девяносто один! Почти сто! А у тебя? Сто
один?
- Тыща, - сказал Генка, поднялся и ушел, пряча глаза.
Семейный совет был тягостен. Папа настаивал:
- У тебя все данные к редкой и замечательной профессии. Тысячи ребят
были бы счастливы на твоем месте. Послушай нас с мамой, сынок. Ты ведь,
хотя и взрослый, не все еще понимаешь... А в свободное время ты сможешь
купить катер и плавать где душе угодно.
- А доктор не мог ошибиться? - безнадежно спросил Генка.
- Как?..
- Ну... может, машина его испортилась...
Папа молча взъерошил ему волосы.
- Я пойду в мореходку, - сказал Генка и заплакал.
Месяц прошел ужасно. Предатель Гарька дразнил его во дворе и похвалялся
синей формой. Генка не отвечал ни на чьи расспросы (все, казалось ему,
только и думают об его несчастье и позоре) и отказывался выходить гулять
вообще. Мама с папой переглядывались.
Тридцатого августа мама сказала:
- Гена. Ты уже большой. Послезавтра тебе идти в школу. Ты - резчик по
камню. Понимаешь? Кем бы ни стал, но все равно ты - резчик по камню. Идти
тебе в мореходку - ну... как если бы птице учиться быть рыбой.
- Чайки плавают... - сказал Генка.
- И кроме того, в первую очередь все будет предоставляться ребятам с
профнаправлением, ты понимаешь?
- Понимаю, - упрямо сказал он.
Назавтра они с мамой отнесли его документы в мореходку.

Завуч, взяв его профкарточку, с некоторым недоумением воззрился на
Генку, потом на маму, потом снова на карточку, потом покачал головой.
- На вашем месте, - порекомендовал он, - я бы без всяких сомнений и
вариантов отдал его в художественную.
Мама неловко помялась и развела руками:
- Он хочет... Мечтал... Ему жить.
- Вырастет - поймет. Благодарен будет.
- Не буду, - угрюмо пообещал Генка. Он ждал, обмирая в отчаянии.
- Что ж, - сказал завуч и кашлянул. - Мы возьмем тебя, конечно.
Характер есть - уже хорошо. Но тебе придется трудно, учти, друг мой. Очень
трудно.
- Пускай, - сказал Генка неожиданно ослабшим голосом и впервые за этот
месяц счастливо перевел дух. - Морякам всегда трудно!
Через неделю Генка понял, что такое профнаправленность. Гарька давно
гулял во дворе, а он еще готовил домашнее задание. Класс успевал решить
три задачи, а он корпел над первой. Все уже усваивали новый материал, а он
разбирался в старом и задавал вопросы. Полугодие он закончил последним в
классе.
- Ты бы не хотел перейти в художественную школу, сынок? - печально
спросила мама. - Тебя всегда примут. Подумай!
- Нет! - бросал Генка и зло сдвигал брови. - Нет!
Он шел последним до третьего класса. В третьем он передвинулся в
таблице успеваемости на две строки вверх.
- Так держать, - сказал завуч, встретившись в коридоре. - Уважаю!
В шестом классе Генка стал достопримечательностью. Он был включен в
состав команды, посланной на олимпиаду мореходных школ. Команда заняла
третье место. Генка был единственным участником олимпиады, не имевшим
профнаклонности. Гарьку в команду не включили.
Сознание необходимости делать больше, чем требуют от Других, больше,
чем делают другие, укоренилось в нем и стало нормой. Он привык, как к
естественному, весь вечер разбираться в пособиях, чтобы на следующем уроке
знать то, на что по программе, составленной с учетом профнаклонности,
хватало и учебника.

Генка окончил мореходку десятым по успеваемости. Это очень нужно было.
В числе первого десятка он получал право поступления а Высшее мореходное
училище без экзаменов.
На медкомиссии он проходил исследование на профнаклонность. "Резчик по
камню. Сто восемьдесят один", - последовало не подлежащее апелляции
заключение. Комиссия уставилась на Генку непонимающе и вопросительно.
- Да, - сказал Генка. - Ну и что? Я моряк.
Комиссия полистала его характеристики.
- Будете сдавать экзамены на общих основаниях. Таковы правила.
Он проходил комиссию каждый год. "Резчик по камню".
На преддипломной практике он впервые не травил при сильной волне -
четырнадцать лет тренировки вестибулярного аппарата.
Гарька получил уже под команду сухогруз, когда его еще мариновали в
третьих помощниках. Потом он четыре года ходил вторым. Потом старшим.
Потом ему дали старый танкер-шестнадцатитысячник, двадцать восемь человек
экипажа.

В пароходстве привыкли к необычному капитану и перестали обращать на
него особенное внимание, пока внимание это не возникло вновь, уже в
благосклонном плане, когда третья подряд комиссия по аварийности признала
его самым надежным капитаном пароходства. В тридцать девять лет, являясь
исключением из инструкций, он стал капитаном трансатлантического лайнера.
Капитан лайнера без профнаклонности".
Он приезжал в отпуск, проходил двором мимо куста акации домой и каждый
раз говорил стареющим родителям: "Ну как?" - и раскрывал чемодан с
заморскими подарками.
- Как надо, - отвечал отец.
- Никогда не сомневалась, что из моего сына в любом случае выйдет толк,
- говорила мама и на несколько секунд отворачивалась с платочком. В сорок семь, капитан-наставник флотилии, он сошел в августе во
Владивостоке. Пять широких старого золота галунов тускло отливали на его
белой тропической форме. Широкая фуражка лондонского пошива затеняла
загорелое лицо. Солнце эффектно серебрило седые виски. Навидавшиеся
моряков владивостокские мальчишки смотрели ему вслед.

Дворец был вписан в набережную, как драгоценность в оправу. Линии его
были естественны и чисты, как прозрение. Воздушная белизна плоскостей
плыла и дробилась в сине-зеленых волнах и искрящейся пене прибоя.
Стройный эскорт окружья отграненных колонн расступался при приближении.
Причудливый свет ложился на резьбу фронтонов и фриза, предвосхищая
ощущение замершего вдоха.
Экскурсовод произносил привычный текст, и негромкие слова, не теряя
отчетливости, разносились в пространстве: "...уникальный орнамент...
международная премия... потомки..."
Капитан вспомнил фамилию, названную гидом. Она держалась в его памяти с
того дня, того, главного дня, когда он смог... смог вопреки судьбе,
вопреки всему... Это была фамилия того мальчишки, резчика, у которого было
сто восемьдесят в то утро, а у него сто девяносто два. Шарапанюк была его
фамилия.

Корабль уходил в море ночью. Спелые звезды августа качались в волнах.
Полоска портовых огней притухала за горизонтом. Капитан стоял на открытом
крыле мостика. Он снял фуражку, и ветер шевелил поредевшие волосы.
- Я лучший капитан пароходства, - сказал капитан и закурил.
И только холодок печали звенел, как затерянный в ночи бубенчик.
Аватара пользователя
Господин ПЖ
Губернатор планеты Плюк
Губернатор планеты Плюк
 
Сообщения: 3730
Зарегистрирован: 06-06, 12:40
Откуда: Планета Плюк, 215 в Тентуре, галактика Кин-дза-дза в Спирали

Сообщение Tytgrom » 10-05, 16:26

Неправильный конец ИМХО. Никто не помешает ему теперь стать резчиком по камню. У него еще все впереди.
Аватара пользователя
Tytgrom
Зажиточный чатланин
Зажиточный чатланин
 
Сообщения: 54
Зарегистрирован: 28-04, 20:45

Re: Ребенок выбирает профессию

Сообщение Amerita » 08-04, 19:17

Пусть сам выбирает профессию сей ребенок, а не по велению мамы и папы,которые хотят чтоб он стал юристо-экономистом и много зарабатывал... ага счаз))
Amerita
Пришелец
Пришелец
 
Сообщения: 6
Зарегистрирован: 09-09, 12:11

Re: Ребенок выбирает профессию

Сообщение Господин ПЖ » 23-04, 13:11

Amerita писал(а):Пусть сам выбирает профессию сей ребенок, а не по велению мамы и папы,которые хотят чтоб он стал юристо-экономистом и много зарабатывал... ага счаз))


Никто не спорит, что ребёнок сам должен выбрать свою профессию. Задача родителей - выявить его способности и склонности и дать ему попробовать себя в том, что ему подходит. Чтобы выбор был продуманным и осознанным.

На месте родителей Генки из приведённого выше рассказа, я бы предложил ему факультативно заняться резкой по камню, как хобби. Как чемоданы Менделеева.
Аватара пользователя
Господин ПЖ
Губернатор планеты Плюк
Губернатор планеты Плюк
 
Сообщения: 3730
Зарегистрирован: 06-06, 12:40
Откуда: Планета Плюк, 215 в Тентуре, галактика Кин-дза-дза в Спирали


Вернуться в Технологии

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0

Создать форум

| |