Господин ПЖ писал(а):Я правильно понял, что
1. Ценность изображений Лиц в вашей доктрине (для краткости буду именовать ее далее ДД - доктрина Дурца) выше ценности изображений всего остального?
Нет, Вы поняли неправильно. Это было бы неоправданным упрощением.
Но Лицо сложнее всего изображать (нужно очень много средств, и наиболее велик риск применить такую сборку этих средств, при которой средства будут
мешать друг другу).
Поэтому
фабулярное искусство обязано изображать Лиц - без этого оно просто не выполняло бы свою основную задачу, это был бы всё равно что "футбол без мяча"...
...тогда как
не-фабулярное искусство (в том числе живопись) может изображать ЧТО УГОДНО. И изображения Лиц
в принципе будут не ценнее тех изображений, на которых Лица вовсе отсутствуют.
Но! Очень важно: изображение Лица (да ещё такое мастерское, как "Джоконда"!) уж всяко ценнее какого-нибудь там "Черного квадрата",
сводимого почти полностью к примитивной механике (вот ключ)!
Я имел в виду лишь это.
Ну а если перед нами две неких картины, и ОБЕ никак не сводятся к
примитивной механике (что бы конкретно при этом на них ни было изображено) - тогда сравнение их может идти весьма сложными путями, и чтобы вынести справедливое суждение, порой нужно учесть целую кучу факторов.
Тут совсем нет такой простенькой закономерности, что, мол, "портрет всегда ценнее не-портрета"...
Примечание: ДД имеет самоназвание. Она зовётся "Намья" (перевод этого слова - в основной теме)....прошу сравнить картину Шишкина "Утро в сосновом бору" и творение неизвестного юного художника "палка-палка-огуречек".
А то вы не знаете, что такую же "палку-палку-огуречик" может нарисовать
кто угодно, без особых ума и души вложений,
с ходу, быстренько, МЕХАНИЧЕСКИ, с гарантированным повтором образца - и при этом с повтором
всего, что в образце
объективно заложено!
Тогда как, чтобы даже просто скопировать шишкинских медведиков - нужно оооох попариться. И то не факт, что в точности передашь тот дивный, трудноподражаемый солнечный луч, "то самое" настроение самих этих играющих медведиков (и то самое настроение от их лицезрения)... Ой, не факт, согласитесь...
А самому, С НУЛЯ, первому создать - а не скопировать у Шишкина - этих медведиков или нечто сравнимое?! Каково быть в шкуре самого Шишкина?! Ой, сколько сложных факторов нужно учесть и применить (да ещё не осознавая большинства из них, т.е. чисто на интуиции)!
Дифференцированность процесса создания - несравнима у "мишек" и у "огуречика".
Только потому "косолапые" и ценнее, чем "огуречик".
И это при том, что ни один из косолапых - не есть Лицо, тогда как на изображении "огуречика" подразумевалось именно Лицо.
Но ведь в искусстве (а то Вы сами не знали?!) мало подразумевать. Надо ещё
глубоко и грамотно отразить... Очень важно ЧТО изображено, ещё важнее ВО ИМЯ ЧЕГО, но не менее важно - К А К ...
2. Чем больше объём "художественной специфичности", тем произведение ценнее?
Да. Definitely yes. В шедеврах же, т.е. наиболее объективно ценных произведениях, художественная специфичность максимальна.
Объясните смысл понятия "художественная специфичность".
Художественная специфичность - объективный (настаиваю!) параметр, который складывается из нескольких составляющих. Три важнейших из них таковы:
1) количество и разнообразие примененных художественных средств (при условии их гармоничной сборки). Ёжику понятно, что чем больше их количество, разнообразие и нюансировка - тем СЛОЖНЕЕ творцу соблюсти объективную гармонию (слаженность, связность, соразмерность, сообразность) между ними. И тем больше объективной ЧЕСТИ творцу - и его произведению, если эта задача всё-таки выполнена. С этим и связано возрастание ценности.
2) степень отступления от
примитивной механики;
3) степень реальной удалённости произведения от фактического состояния
потребляемого товара, от узколобо-утилитаристского состояния. Художественная специфичность обратно пропорциональна
рецептурности (термин объясню ниже).
Сравните работы Пабло Пикассо и любую картину в жанре "Соцреализма".
Хоп! Именно к вышеприведённому пункту 3 и относится "казус Пикассо", когда мы труды этого Пикассо начинаем сравнивать с картинами "соцреалистических художников от слова
худо".
Реальная ценность картин Пикассо - настаиваю - всё-таки несколько пониже, чем ценность "Джоконды" или "Утра в сосновом бору". По причине выбранного Пикассо стиля (который слишком
локален, слишком узок по арсеналу средств, чтобы привести практикующего его художника на самую-самую вершину); а также по причине того, что Пикассо впал в некоторое самолюбование, в легкую маниакальность (самоцельность многих приёмов) и дополнительно обеднял свой художественный арсенал даже в рамках избранного стиля, и так не особо богатого нюансами.
НО: художественная специфичность Пикассо хоть и пониже, чем у да Винчи с Шишкиным (у тех, элементарно, средств привлечено ах, насколько же побольше!)...
...
однако художественная специфичность Пикассо при этом неизмеримо выше, чем у любого соцреалиста! Потому что творчество соцреалистов было обильно напоено
рецептурностью, утилитарной заданностью (а во многих образцах соцреализма только к ней и сводилось)! Не так ли?!
Пикассо как-никак творил, а не рецептурой, не выпеканием заданных поделок занимался! Тогда как соцреалисты хронически "выполняли задание партии", и шаг вправо, шаг влево... ну Вы поняли...
Это же общее место! Это козе ясно. Это многие чувствуют, не зная таких учёных слов:
чем выше рецептурность (сиречь молвить, утилитарная заданность) - тем ниже художественная специфичность! Рецептурность убивает искусство, превращает творчество в халтуру, в выпекание поделок с заданными потребительскими параметрами!
А если бы этот факт все ЖЕЛАЛИ чувствовать - его бы чувствовали буквально все.
Термин "рецептурность" введён Н.Ильиной. All rights reserved. Мы с Ки с радостью взяли его на вооружение: уж больно он меток.
3. Ценность произведения определяется "риском испортить вещь"? Объясните понятие "риска порчи".
Только что объяснил выше. Повторяю:
...количество и разнообразие примененных художественных средств (при условии их гармоничной сборки). Ёжику понятно, что чем больше их количество, разнообразие и нюансировка - тем СЛОЖНЕЕ творцу соблюсти объективную гармонию (слаженность, связность, соразмерность, сообразность) между ними. И тем больше объективной ЧЕСТИ творцу - и его произведению, если эта задача всё-таки выполнена. С этим и связано возрастание ценности.
Позвольте, я сделаю важное уточнение: отнюдь не "СПЛОШЬ определяется лишь этим", не СВОДИТСЯ лишь к этому, нет-нет...
...но это всё-таки один из ГЛАВНЕЙШИХ факторов, влияющих на объективную ценность произведения.
Сравните работы скульптора Зураба Церетели (где риск порчи огромных заготовок очень велик), и работы, скажем, Родена.
Вы, надеюсь, уже поняли, что я имел в виду НЕ риск "испортить чисто утилитарный материал" (так что перестанет годиться кусок камня и т.п., и придется начинать сначала).
Я имел в виду
другой риск: риск "плохо подогнать друг к другу разнообразные художественные средства". И чем БОЛЬШЕ этих средств применено, чем РАЗНООБРАЗНЕЕ они - тем выше
такой риск, не так ли?
Добавлю: и чем дальше отходишь от
рецептурности - тем свободнее и многовариантнее полёт, тем менее он похож на "езду по рельсам в узком-узком тоннельчике". А чем свободнее и многовариантнее полёт - тем опять-таки выше
риск номер два, т.е. риск допустить неорганичность, негармоничность в некоей детали произведения.
Риск
№ 1 - тупой риск запороть заготовку - и вправду выше именно у Церетели. И как раз по названной Вами причине
. Тут с Вами не поспоришь: ведь заготовки у него громадные... Но риск номер один - это проблема
ремесленная; она утилитарна.
Тогда как риск номер два - это проблема
художественная, она НАДутилитарна (но тоже по-своему рациональна); она имеет отношение к Высокой Сути, а не к тому, каким количеством материалов или заготовок удастся обойтись творцу.
"Риск номер два" у Родена был г-а-араздо выше, чем у Церетели: ведь Церетели использовал объективно куда более бедный (более бедный и количественно, и
качественно) арсенал художественных средств. Не так ли?
Тогда как Роден привнёс в художественное содержание своих скульптур и то, и другое, и 15-ое, и ещё вон то... запаришься перечислять...
...что Церетели, при всех его несомненных талантах, и не снилось, согласитесь. (Это не снилось Церетели в первую очередь в силу
именно такого целенаправленного - но вряд ли осознанного - выбора самого скульптора. Зураб Церетели
не желал, чтоб ему этакие сложности "снились" - ну они ему и "не снились". Хозяин - барин
Каждый выбирает что хочет, не каждый потом этому рад... И не во всех случаях одинаково рады окружающие...)
И потому-то творения Церетели имеют, конечно, отнюдь не нулевую объективную ценность...
но ценность скульптур Родена всё же заметно выше.
Риск
№ 2 - это святой риск. Когда творец его намеренно себе снижает (хотя мог бы не снижать), "занижает планку", делает "как проще" ВМЕСТО "как надо" - неизменно получается попса.
4. Для любых двух наугад взятых людей любых культур, исторических времён, наций и рас ценность одного и того же произведения должна быть одинакова?
Да, если говорить об
объективной ценности.
Тысячу раз да!
И они всегда - слышите, всегда! - способны при желании эту объективную ценность констатировать. Повторяю: при желании.
И ответ (если они двое всё-таки твёрдо решили судить правым, учитывающим всё образом) у них совпадёт.
Правильный ответ ведь всегда совпадает с правильным, не так ли?
Кто бы что ни говорил, искусствоведение на самом деле точная наука (и однажды это будет ещё и массово признано, только, боюсь, я не доживу...
)
Степень "подготовки" этих двоих людей совершенно неважна, по большому счёту: ведь интуиция, опирающаяся на врождённые нормы, выручит, если (!!!) её
слушать.
И подсовываемые ею (интуициею) императивы строго рациональны по своей сути (а не "мистичны"!), однако не обязательно их
осознавать - достаточно им
следовать. А чтобы им следовать - достаточно
хотеть им следовать... а это может каждый при прочих ЛЮБЫХ условиях. Чтобы хотеть, достаточно... хотеть. Это один из немногих вопросов, которые человек решает произволом.
И это - вне зависимости от того, кто из исследователей
верит в наличие в человеке этих "врождённых знаний", а кто
не верит. Когда-то
не верили и в кровеносную систему внутри человека, а талдычили о каких-то "четырёх плазмах" и бла-бла-бла. И даже иногда жгли на кострах анатомов. А кровушка как в
те времена текла по сосудикам, так и
теперь течёт...
Реальные параметры действительности - в том числе и художественных произведений - не зависят от нашего о них представления. И эти параметры познаваемы.
Т.е. для того, чтобы подойти к произведению объективно и справедливо,
достаточно доброй воли.
Но!!! Обязательно надо учесть, что чем
противоестественнее были культуры, в которых воспитывались эти два человека...
...чем
ненормальнее был уклад их родных "исторических времён"...
...чем
патологичнее были обычаи, принятые у этих наций и рас именно в те времена...
...тем сложнее (отнюдь не "труднее" в плане выполнимости, а СТРУКТУРНО сложнее) будет эти двум людям судить справедливо, т.е. совпасть с объективной истиной.
Потому что чем поганее были условия, в которых они росли...
...и (архиважно!) чем сильнее эти два чувака добровольно "ВЕЛИСЬ" на таковые влияния...
...тем большее число
дурных стереотипов им придётся преодолеть (вышвырнуть из себя или хотя бы временно "заткнуть" в себе), чтобы всё-таки вынести правое, а не кривое суждение.
"Прямая линия всегда точнёхонько совпадает с другой прямой. Кривая же не совпадает с прямой, и вряд ли в точности совпадёт с другой кривой..." (с) Абуль-Фарадж