Господин ПЖ » 16-06, 12:22
Сцена 5. Бургомистр.
Главная площадь города. Бьют куранты на ратуше – высоком здании, наглухо заколоченном деревянными крестами на вечный капремонт. Площадь оцеплена солдатами в касках. Посреди стоит карета со скучающим кучером на козлах. Лошадь, словно поддакивая его жалобам на жизнь, кивает гривастой головой. Мимо площади проходит процессия: впереди маленький лысый человечек в чёрной кожаной тужурке с заложенными за спину руками широко шагает, уставившись в землю. За ним следуют несколько солдат в железных касках. Можно было бы подумать, что ведут арестованного, но уверенная поступь Большого Начальника позволяет предположить, что «арестовал» этот человек себя сам добровольно. Навстречу полуголый работяга катит тачку, вслед за процессией едет солдат на велосипеде, над площадью льётся колокольный звон.
Ратуша. Процессия идёт по лестнице к президиуму. Впереди лысый Большой Начальник, по правую руку - хмурый молодой человек, по левую – старенький генерал в больших очках, за ними – солдаты. Все сосредоточенно маршируют к трибуне. На подходе раздаются аплодисменты. Процессия останавливается, Лысый чуть поднимает руку – аплодисменты умолкают.
- Дорогие сограждане! – провозглашает Лысый хриплым голосом, - слово предоставляется бургомистру нашего города!
Зал вновь взрывается аплодисментами. Лысый надевает очки и достаёт замусоленную бумажку. Глухо откашливается в сторону.
- Значится так… э.. хм.. Дорогие сограждане! Слово предоставляется бургомистру нашего города- повторяет Лысый уже по бумажке.
- Ты это уже говорил, - раздражённо замечает Хмурый.
- Я себя плохо чувствую, - оборачивается к нему Лысый
- Это все знают, - не глядя на него, отвечает Хмурый
- Кто все?
- Народ
- А он здесь?
- Здесь.
- А бургомистр?
- Бургомистр – это ты, - Хмурый наконец-то поворацивается к собеседнику.
- Чего ж ты меня перебиваешь? – кипятится Бургомистр. Оба отворачиваются друг от друга.
- Дорогие сограждане! – продолжает свою речь бургомистр. Поворачивается к Хмурому и многозначительно на него смотрит: мол, ты ждёшь, что я сейчас по третьему разу пойду? – нет, брат, шалишь, не дождёшься! Я всё же не такой идиот, как ты думаешь! Он возвращается к своей бумажке:
- Сегодня мы открываем торжества по случаю встречи избранницы Дракона девушки Эльзы и самого… это… самого… этого-самого …Господина Дракона в виде изваяния в масштабе 1:10. М…
Хмурый поднимает руку и делает пальцами знак «давай!»
На сцене падает занавес, открывая анонсированное изваяние. Изваяние представляет собой чучело большой птицы с шарами-лампочками под каждым крылом. Раздаётся грохот импровизированного салюта, взмывают вверх струи дыма, сцену осыпают снопы искр, оркестр играет бравурный марш. Под этот марш, размахивая серебристыми шариками, на сцену выбегают девочки в белых маечках и юбках. Они выстраиваются в шеренгу и отпускают свои шарики ввысь. Шарики пролетают мимо искрящегося мини-дракона, блистая серебристыми боками. Оркестр бравурным аккордом завершает марш.
Итак, в начале этой сцены мы видим центральную площадь города и Ратушу. Обратите внимание, как выглядит эта площадь, какие чувства она вызывает. Тесно, мрачно, безлюдно. На площади ни деревца, ни травинки, ни цветочка. Ратуша заколочена. Доминирующий цвет на главной площади отражает как в зеркале общий цветовой фон в этом городе - всепроникающая серость. Серость не только внешняя, она, как мы увидим позже, укоренилась глубоко внутри жителей этого несчастного города. У них беспросветно серое сознание, серая жизнь и серые души.
И вот появляется городская власть. Процессия идёт быстро, энергично. Бургомистр смотрит в землю - погружён в свои мысли. Руки за спиной, шея опущена. Внешний облик бургомистра позволяет составить первое впечатление об этом человеке:
* Энергичный, волевой (стремительная, пружинистая походка)
* Погружённый в себя, зависимый, подобострастный (опущенная шея, потухший взгляд, руки за спиной)
Затем мы слышим его речь. Голос простуженный, хриплый. Бургомистр явно "косит под дурачка". Здесь мы впервые слышим его фирменное "Я себя плохо чувствую", потом будет ещё много подобных выражений.
Зачем он это делает? Дело в том, что он, как и многие начальники советского типа поставлен в очень сложное положение. Над ним есть совершенно безбашенная, самодурная, безрассудная, безотвественная и абсолютная власть. А он - номинальный начальник и должен с одной стороны точно исполнять волю этой власти, а с другой - нести ответственность за неё. Куда ему деваться между молотом Дракона и накавальней народа? Не бросать же хлебную должность, власть и привилегии? Замечательный выход - иммитация душевной болезни. Я - дурак и с меня спросу нет. А теперь вспомните Никиту Хрущёва, усердно танцующего гопака при Сталине. Ничего не напоминает?
Теперь обратим внимание на его сына. Мрачный облик, жёсткий взгляд, властные жесты. Вот кто подлинный хозяин в этом городе! Отец - лишь ширма, удобная и представительная. Перестанет быть нужна - он легко её выкинет, как мы увидим дальше. Это ему, а не придурковатому бургомистру беспрекословно подчиняются и солдаты в железных касках и генералы в пенсне. Ему нет необходимости притворяться дурачком - вся ответственность не на нём, а на отце. Отец также удобен для взаимодействия с Драконом. Самому Генриху общаться с Драконом не нравится, пусть отец с ним любезничает. Получается очень опасный треугольник власти:
Дракон (самодур и деспот) - Бургомистр (номинальный правитель) - Генрих (серый кардинал). Дело в том, что Дракон не управляет городом. Ему нет дела до города и его жителей. Он просто забавляется и наживается. Но без Дракона народ не будет жить в страхе, а значит рано или поздно не потерпит Бургомистра, вместе с которым рухнет и власть Генриха. Так что Генриху нужен и отец и Дракон. Дракону тоже нужны оба эти персонажа. Первый реально управляет городм в его интересах (должен же кто-то этим городом управлять, а то с чего кормиться?). Второй - удобная фигура для придания легитимности. Перестанет Генрих удовлетворять интересы Дракона - никаких проблем. Он никто и звать его никак. Есть его придурковатый отец - бургомистр и всё в порядке. Бургомистру тоже нужны и Дракон и Генрих. Дракон обеспечивает ему существование Системы, при которой он имеет все свои привилегии и почести, а Генрих руководит городом. Можно расслабиться и дурить в своё удовольствие.
Но я что-то забежал далеко вперёд. Об этом треугольнике власти мы ещё поговорим далее. А пока вернёмся к нашей сцене - на сцену выходят дети. Почему все эти чёрнопилоточные режимы так любят вовлекать в свои игрища детей? Все помнят и Сталина с девочками и Гитлера с мальчиками. И Путин туда же - в животик целовать мальчика Никиту. Тут много причин: это и необходимость воспитывать новое поколение в нужном русле. И желание придать своему мрачному облику вид человечности. А может быть просто хочется пообщаться с нормальными живыми людьми, устав от пресмыкающихся соратников?
Замечу только, что чем благополучнее и свободнее страна, тем меньше там политики вовлекают в свои игры детей. Дети там просто живут, веселятся, играют, растут, учатся. А не маршируют и салютуют вождю. В этом просто нет никакой нужды. Свобода не нуждается в рекламе.