Прочёл с огромным удовольствием. Господину ПЖ -- два раза КУ за отличный анализ.
Очень многие детали, тонкости и нюансы мне самому и в голову бы не пришли.
С другой стороны, хотелось бы поделиться некоторыми своими наблюдениями:
МАШКОВ: Нет, давай будем считать, что мы на Земле, в какой-то пустыне... Так? Каракумы? А? Какие у нас ещё пустыни?
ГЕДЕВАН: Гоби, Сахара...
МАШКОВ: Ну я же сказал, что у нас!
По-моему, очень показательная фраза. Одно дело -- полагать, что ты на Земле, ибо земные атрибуты (Солнце, воздух, притяжение) вроде как налицо. Но откуда эта стопроцентная уверенность, что невольные путешественники находятся "у нас"?
Причём "у нас" -- это не в Москве, не в Московской области, не в России -- а именно в СССР.
Ответ, думаю, ясен. Простой советский человек середины 80-х (равно как и 70-х, 60-х и так далее) прекрасно понимал, что за границу попасть ему очень трудно, если не невозможно. И потому уверенность, что находиться советскому человеку положено не просто на Земле, а именно "у нас", с младых ногтей находится в подсознании дяди Вовы. Интересно, что у более молодого Гедевана такой уверенности нет.
Пока нет? Впрочем, мы знаем, что уже и не будет -- перестройка на носу...
ГЕДЕВАН: Так сперва я в МГИМО сдавал, институт международных отношений, но там мне сказали, что ещё не...
Интересно, что же сказали Гедевану в МГИМО? "Ещё не пришло время пускать в суперпрестижный вуз каких-то простых смертных из Батуми, без всякого блата и родственных связей"? Вовремя оборвал фразу Гедевана подлетевший пепелац, а то не миновать бы Данелии проблем с цензорами!
ГЕДЕВАН: Gentlemen, sorry! We haven’t money... now!
Что значит "now"? Сейчас денег нет, а потом будут? Что интересно, ПОТОМ действительно оказалось, что дядя Вова и Гедеван очень богаты...
МАШКОВ (излишне громко): Здравствуйте! Мы наши туристы, отстали от группы.
Очень интересная самоидентификация -- "мы -- наши". Какие именно? Советские? Земные? Не очень полезная информация для собеседников, но дяде Вове явно удобней (привычней?) представляться именно так.
МАШКОВ: Нет денег. И деньги, и документы, и валюта — всё осталось у экскурсовода.
Интересная деталь. "Деньги" -- это одно, а "валюта" -- другое. Что в общем-то естественно для гражданина страны, валюта которой неконвертируема.
ГЕДЕВАН: Извините, а машинки перемещения у вас нет?
УЭФ: Нет.
БИ: Нет.
Гениальный диалог! На экране -- фантастический фильм, герои обсуждают технологии далёкого будущего. Но каким тоном? Словно разговор в провинциальном продуктовом магазине:
-- Извините, а сметаны у вас нет?
-- Нет.
Замечательный стёб -- низведение фантастики до грубого быта!
УЭФ: Стой! Стой, я говорю! Ты кто? Я спрашиваю, ты кто? А?!
МАШКОВ: Пришелец. Прораб.
УЭФ: Нет. Ты пацак. А ты кто?
ГЕДЕВАН: Я грузин.
Интересно, как по-разному Машков и Гедеван себя идентифицируют. Дядя Вова упоминает свою профессию, Гедеван же -- национальность. Почему так по-разному?
Ведь не потому, что у Гедевана профессии пока нет -- в конце концов, он мог бы сказать "студент-текстильщик".
Думаю, дело именно в том, что Машкову, живя в Москве, как бы и нет смысла идентифицировать себя именно как "русского". В конце концов, в столице России и так большинство народу -- русские.
А вот Гедеван живёт в Иваново, где грузин не так-то много. И когда окружающие его видят, их первая подсознательная мысль (не обязательно негативная) -- "это грузин" (или просто "это кавказец").
Живи Гедеван и дядя Вова в Грузии -- вполне возможно, ситуация была бы обратной.
БИ: К правительству лететь — гравицаппу надо иметь, правительство на другой планете живёт, родной.
Я вот как-то не уверен, что Би сказал правду.
Ведь если Плюк -- всего лишь провинция (чего именно?), то откуда у господина ПЖ такая безграничная власть вместе с культом? Каким образом Плюк может вести войны с другими планетами и даже транклюкировать их? Или это что-то вроде Галактической Республики/Империи из "Звёздных войн", где отдельные планеты иногда тоже были очень автономны?
КЫРР (не увидев пацаков на прежнем месте, вопит в гневе): Я скажу всем, до чего довёл планету этот фигляр ПЖ! Пацаки чатланам на голову сели! Кю!
Пока я не добрался до этого форума, об альтернативном конце фильма (где Кырр сверг ПЖ) я не знал. И мне казалось, что приказ ПЖ о том, чтобы пацаки надели намордники и радовались, был издан как бы для баланса. Мол, власть учитывает настроения радикальных пацакофобов -- но при этом сажает главного из них (Кырра) в эцих. То есть диссиденство по-прежнему наказуемо, но не учитывать настроения части трудящихся Партия и Правительство не могут.
ГАЛИНА БОРИСОВНА: Вы взрослый человек, Гедеван Александрович. Вы проучились один семестр и исчезли на годы! Объявились! С каким-то камешком, с каким-то обломком кавказской керамики и колокольчиком от донки! А претендуете
на... Ну, и к тому же, если вы способны музицировать, тогда почему вы не принимали участия в нашей курсовой самодеятельности? Вы извините меня, Скрипач, но это элементарное ку!
А я вот по-прежнему считаю, что уместнее было бы "кю!" в конце. "Ку!" выглядит именно как опечатка и смазывает конец первой серии.
ГЕДЕВАН: Господин Би, на Земле в клетках сидят только звери.
БИ: Звери — чатлане?
Эту фразу Би произнёс с такой мольбой и надеждой... Ему очень хотелось, чтобы звери оказались именно чатланами.
Кстати, интересно, что ведь на Плюке-то зверей нет. Потому-то Уэф и Би уверены, что звери -- это тоже обязательно или чатлане, или пацаки.
А и в самом деле -- что будет, если направить визатор на собаку или кошку?
ГОЛОС ЛЮДМИЛЫ: Я-то была... Ты где, я тебя спрашиваю?
А сколько времени он, собственно, отсутствует? По фильму прошло не более двух суток. Это не так уж много, но Люся ведёт себя так, словно бы прошло несколько недель, а то и месяцев. Конечно, время относительно, это-то мы понимаем... но тогда получается вот что -- если время на Земле течёт быстрее, чем на Плюке, а на Плюке гораздо быстрее, чем на Узме -- так бедный Странник уже потерял на Земле (в начале фильма) столько времени, что потом беспокоиться о времени на Плюке ему уже и незачем. Как говорится, снявши голову, по волосам не плачут.
СУДЬЯ: Обоим пожизненный эцих без гвоздей. До выплаты. Выплата — 500 чатлов, по 250 за штуку.
Тут вот что интересно. За что их, собственно, подвергают наказанию, если дядя Вова свои обвинения уже снял???
БИ: А ты, паршивый чатлан, цак одень! И sit down, когда с пацаком разговариваешь! Хануд — пацакская планета, родной!
Кстати, в этот момент гипотеза о том, что "пацак" и "цак" -- однокоренные слова, подвергается серьёзному сомнению. Ведь на пацакских планетах цаки носят чатлане, а называются они по-прежнему "цаками".
ГЕДЕВАН: Мы пацаки с планеты Земля, а вы кто?
Вот так! Уже не "прораб" и не "грузин". Теперь Машков и Гедеван твёрдо знают -- прежде всего они "пацаки". Хотя на Альфе это и не имеет никакого значения.
На этом пока всё. Ку!