Сцена 38. Упущенная возможность.
ГЕДЕВАН (пишет): «...Землянин, здравствуй! Уверен, ты когда-нибудь прилетишь и на эту планету. Тебя приветствует Владимир Николаевич Машков, строитель из Москвы, и Гедеван Алексидзе из Батуми, которые первые ступили на эти гнусные пески на задворках вселенной...»
МАШКОВ (Чаргу): Брат пацак, подбрось ещё своего рубероида. У тебя ж вода там одна.
ЧАРГ: Пусть ещё что-нибудь даст.
ГЕДЕВАН (пишет): «...Может оказаться к тому моменту, кто-нибудь из тех, кто меня знал, останется жив. Скажите им, что скрипку я не крал...»
МАШКОВ: Во, смотри! Как новенькая!
ЧАРГ (Машкову): Ещё кусочек остался.
МАШКОВ: Случается... Это бывает. (Чаргу, уплетающему только что разогретый питательный сланец.) Калорийно?
СТРАННИК: Земляне! Ну разве можно так нажимать? Я вас еле нашёл. Хорошо, память есть. Вот ваш носок, спасибо. Если хотите, я вас могу на Землю переместить. Ваш номер в Тентуре я узнал. Ну, только быстро, а то одна секунда здесь – это полгода там.
МАШКОВ: Тогда такое предложение — мы на Землю сейчас жмём, добываем спички, возвращаемся, продаём их, выкупаем ребят наших, мы в Москву, а ты домой.
СТРАННИК: Не могу. Только три заряда есть.
ГЕДЕВАН: Ну и хорошо, как раз хватает туда, сюда и обратно.
СТРАННИК: А я?
МАШКОВ: Слушай, друг...
ВИДЕО-ПЖ: Ку!
ВИДЕО-ДУГИР: Ыыыы!..
МАШКОВ и ГЕДЕВАН (спохватившись, приседают перед голограммой): Ку!
ЧАРГ (приседает перед голограммой): Ку!
ВИДЕО-ПЖ: Ку!
ВИДЕО-ДУГИР: Ыыыыыыы.
СТРАННИК: Ну решайте, да или нет, считаю до трёх... Раз... Два...
МАШКОВ: Погоди. Войди в моё положение, они же из-за меня сидят там.
СТРАННИК: А у моего маленького сына уже вот такая борода выросла!.. Два с половиной... Два с половиной!
МАШКОВ: Я... так не могу.
СТРАННИК: Три.
ВИДЕО-ДУГИР: Ыыыыы.
ВИДЕО-ПЖ: Ку.
ВИДЕО-ДУГИР: Ыыыыы.
ВИДЕО-ПЖ: Ку.
ВИДЕО-ДУГИР: Ыыыыы.
ВИДЕО-ПЖ: Ку.
ВИДЕО-ДУГИР: Ыыыыы.
ВИДЕО-ПЖ: Ку.
ГЕДЕВАН: А! Кому это всё надо?! Цаки-траки, вся эта дрянь! (Почти на пределе слышимости.) Каргис дэда мовткан... [едрёна мать, грузинск.]
МАШКОВ (берёт из костра яйцевидный предмет): Ты где взял-то это? А?
ГЕДЕВАН: В планетарии на полке валялось...
МАШКОВ: Скрипач! Клептоманчик ты мой! Ты же гравицаппу свистнул!..
Пожалуй, эта сцена одна из самых сильных в фильме. Без преувеличения можно сказать, что здесь мы становимся свидетелями самого настоящего подвига во имя человечности. Однако, обо всём по порядку.
Вход в "Универсам". Опять тот же пацак с невероятным змеевиком вокруг щеки ест пластиковую кашу. Машков склеивает скрипку. Гедеван пишет письмо землянину, будующему покорителю этой планеты. Каждый тихо занят своим делом.
Но посмотрите: каким делом кто занят! Ну с пацаком всё ясно: хорошая жена, хороший дом, что ещё надо человеку, чтобы встретить старость? (с). Подзаработал на залётных пришельцах, покушал...
Дядя Вова, как всегда, занят вопросами выживания. Чтобы как-то существовать дальше, нужно починить скрипку. Нет скрипки - нет концертов, нет концертов - нет чатлов, нет чатлов - нет воды, еды, нет даже призрачной надежды на возвращение. Всё просто и логично.
А что в голове у Гедевана? Подумать только: он пишет письмо, которое найдет своего адресата, минимум через тысячелетия! Человечество ещё только-только делает первые самостоятельные шаги на крошечном пространстве вокруг своей планеты. Только-только научились запускать беспилотные аппараты на планеты своей системы (да и то - ближайшие). Несколько раз высадились на своём спутнике. И, собственно, всё. Ни о каком освоении планет даже собственной Солнечной системы даже и речи не идёт! Это пока далёкие мечты. Что же говорить об освоении других звёздных систем? Других галактик? Других областей Вселенной? И тем не менее, Гедеван пишет это письмо, в надежде на чудо (а может и от безысходности). Им движет стремление сохранить своё доброе имя: "скрипку я не крал!" В каких удивительных романтических грёзах живёт этот человек! Как у него сочетается эпохальное глобальное мышление, с какими-то мелкими эгоистическими переживаниями. В этом проявляется борьба, между Гедеваном-ребёнком, страшно боящимся, что люди подумают о нём плохо, и Гедеваном-юношей, грезящим великой славой, невероятным прогрессом человечества, завоеванием Вселенной и т.п.
И вдруг появляется Странник, честно разыскивающий землян по всей планете. Наверное, он действительно из какого-то коммунистического (в лучшем значении этого слова) мира, или просто очень порядочный человек. Судя по всему, ему крайне важно вернуть носок законному владельцу, ну и заодно вернуть землян домой.
Любой другой человек, на месте Владимира Николаевича при этих словах запрыгал бы от счастья! Да и по лицу Гедевана видно, что он не задумываясь бы вернулся. Но Прораб - человек из другого теста: из-за него пострадали люди! Пусть не из-за него, а из-за своей жадности, пусть они его трижды предали и обокрали, пусть они люди ничтожные, недостойные, но он не может их оставить в беде. Он предлагает план спасения: сгонять на Землю за спичами, выкупить артистов и вернуться обратно.
Но вот незадача: есть только три заряда!
- Ну и хорошо, как раз хватает туда, сюда и обратно.
- А я?
Если бы было время подумать, Прораб нашёл бы верный выход:
Первый заряд перемещает землян и Странника домой.
Второй заряд перемещает Странника со спичками на Плюк, где он выкупает артистов. Третий заряд перемещает Странника на родную планету.
Решение почти очевидно, и, кажется, Машков его нашёл:
- Слушай, друг...
Но тут появляется опять проклятый "ВидеоПЖ". Пронзительный звук, призывающий правоверных плюкан на молитву, не даёт сосредоточиться на спасительной мысли. А Странник подгоняет, начинает обратный отсчёт, и его тоже можно понять - он просто рискует не застать никого из знакомых вживых. Ведь минута, в течение которой он беседовал с землянами - это 30 лет на его родной планете!
Впрочем, удивительно, как у него сын-то смог родиться! Ведь он потратил немало времени, чтобы найти планетарий, узнать номер Земли в Тетнуре, найти землян... На один разговор на Новом Арбате минут 5 ушло (150 лет). Может они долго живут там на Узме? И перинатальный период у них лет так 200
А тут бы землянам пришлось ему объяснять, где искать и у кого выкупать артистов (они и сами этого не знали), как они выглядят, бегать в магазин за спичками, искать покупателей на спички (ведь официально продавать их нельзя - контрабанда!), потом надо найти ещё честных покупателей, которые не обманут! Короче, времени уйдет - вагон. Пожалуй, моё решение Страннику бы не подошло.
Но Прораб САМ отказывается от возможности вернуться на Землю...
Замечу тут, что он мог хотя бы сгонять за спичками и обратно, истратив 2 заряда, тогда Странник улетел бы 3-м, а положение пришельцев было бы не столь безнадёжно.
...И Странник со скорбным видом исчезает. Итак, В.Н. пожертвовал верной возможностью вернуться на Землю, ради тех, в чьей участи он винил себя. Он пошёл на самопожертвование, ради того, чтобы оставаться Человеком (с большой буквы). Наверное, он чувствовал, что не смог бы себе простить, если бы бросил этих несчастных гнить в эцихе. Хотя участь свою они более чем заслужили. Однако, он не подумал при этом, что он принял решение и за Гедевана тоже (хотя тот бы не оставил Машкова одного, мы об этом узнаем позже, на Альфе, и отказался бы от предложения вернуться домой одному). Вот он какой, наш герой, простой русский мужик, дядя Вова. В обычной жизни скромный и прагматичный, но в час испытаний оказался способен на подвиг.
Гедеван же, обалдевший от вдруг появившейся и тут же утерянной возможности вернуться домой, срывается. Он бросает в костёр всё, что насобирал на этой чужой планете для земной науки: Кому это всё надо?! Цаки-траки, вся эта дрянь!
Всё, он отчаялся и не верит больше в возможность вернуться домой. И парадоксально, но вследствие именно этого акта отчаяния вдруг рождается надежда - среди выброшенных артефактов, дядя Вова опознаёт гравицаппу! По-моему, это гениальная режиссёрская находка: отчаяние рождает надежду! Так ярко и образно эту парадоксальную идею не выражал ещё никто.