К сожалению, я вынужден отметить бессмысленность нашей с вами дальнейшей дискуссии.
Это как Вам будет угодно. (Лично Вы нам обоим очень дороги, государь. Надеюсь, мы с Вами не поссорились.)
Я мог бы много ещё писать о символизме искусства, о карикатуре, которая вовсе не обязана с фотографической точностью отображать оригинал и так далее, в том же духе...
Только, умоляю, не примите за обиду то, что я сейчас скажу... И не сочтите это излишней самонадеянностью и зазнайством... Но мы в курсе и насчёт символизма, и насчёт закономерностей карикатуры как художественного феномена... Просвещать нас насчёт всего этого -
всё равно что живого оживлять.
Однако повторяю ещё раз и особо подчёркиваю: вопрос о визаторе, ПНГУ, относится к числу
принципиальных и архиважных.
Вы наверняка знаете: закономерности карикатуры
графической существенно отличаются от закономерностей карикатуры
прозаической.
Ваше уподобление, увы, некорректно.
Создавая карикатуру
графическую, художник не то что "может себе позволить... а попросту
обязан исказить, утрировать ряд черт, чтобы они стали не такими, как в жизни. Не такими, как на фотографии.
А вот создавая карикатуру прозаическую и при этом масштабную (реалистический сатирический роман), автор (если не хочет сделать из собственного произведения кю)
должен изображать только то и только так, как может быть в жизни. Говоря "в жизни", я имею в виду - не "в жизни привычного ему мира", а шире:
в реальной жизни одного из возможных миров. А визатор не мог оказаться дурён и абсурден НИ В ОДНОМ из возможных миров! Визатор НЕ ГОДИТСЯ на роль символа Зла! Если его взять на роль такого символа - получится НЕСПРАВЕДЛИВОСТЬ по отношению как
собственно к визатору, так и - опосредованно -
к людям. А ведь ни один по-настоящему достойный писатель не должен позволять себе несправедливость!
Есть и ещё один нюанс: большой роман по КДД никак не должен быть "сплошным иносказанием". Это обязан быть
"труъ фонтастический риализм нипадецки, нислабее чем у стругатских" , иначе получится просто клюква.
Леонид Гайдай требовал от каждого художника создавать произведения искусства так, чтобы
"тётя Маша из Йошкар-Олы" (с), во первых, всё поняла, а во-вторых, всё ПРАВИЛЬНО поняла. Нам с Ки дорог этот завет. Мы уверены, что если
именно в данный сюжет не привнести немалую "фотографичность" - означенная тётя Маша, если станет читать книгу, либо не поймёт, либо поймёт неправильно. Т.е. наш с Ки квест в этом случае не будет свершён.
Сама действительность, изображаемая в романе про галактику Кин-дза-дза, должна быть гротескова.
Нет никакой необходимости
специально изощряться, выдумывая какой-то особенный "супер-гротеск" и "гипер-иносказание".
Достаточно показать Плюк и плюкан
правдиво - и задача будет решена.
Помните поучение всё тех же Стругацких, как-де нужно писать ЧЕСТНУЮ, ДОСТОЙНУЮ литературу?
Берёте мелодраматическую реальность и
правдиво её описываете - и получается достойная мелодрама.
Берёте трагическую реальность
и правдиво её описываете - и получается достойная трагедия.
Берёте субъективно-фантастическую (т.е. эмпирически не знакомую лично вам - но чур, вполне возможную на практике!!!) реальность
и правдиво её описываете - и получается достойная фантастика. (А визатор
на практике сам по себе никак не мог оказаться ни "злом", ни "абсурдом"! Это была бы уже
недостойная фантастика - т.е. показ того, чего не бывает
в принципе!)
А если вы берёте такую реальность, которая, увы, сама по себе карикатурна,
и правдиво её описываете - у вас получается достойная карикатура (=сатира).
И ещё о
символизме.
Получился
сам собой некий символ (причём ни одна реальная и важная закономерность не искажена, не перетолкована, не вывернута, не оболгана!!!) - ну круто, ну хорошо, за ТАКОЙ символизм мы горой.
А лепить на некое явление (вот хотя бы на визатор) насквозь несправедливый ярлык и после этого утверждать, будто это-то и есть "символизм" - это не наши с Ки методы. Кому надо, тот пусть и займётся.
Но и создавая насквозь условное произведение - скажем, притчу, - необходимо учитывать объективные закономерности реальной жизни, ИСТИННУЮ СУТЬ ВЕЩЕЙ И ЯВЛЕНИЙ, и отражать именно её (но уже иносказательно), а не играться в "условность ради условности".
Автор притчи обязан быть
реально прав - иначе его притча будет орудием соблазна. Через неё в мир придёт прельщение.
Ни один - слышите, НИ ОДИН! - прозаик, отвергавший данное правило, не создал "нетленку". Я не говорю, что мы её непременно создадим. Но мы постараемся изо всех наших скромных сил.Увы, вы меня не слышите и не хотите понять...
Не надо подобных фраз, они нас огорчают.
Всё мы слышим. И всё мы поняли.Но мы кой-чего, отстаиваемого (или по крайней мере одобряемого) вами,
не приняли. Не можем этого одобрить - из принципиальных соображений.
Это разные вещи.
Это нельзя называть "не слышат", "не слушают", "не воспринимают" или "не понимают".
...а доказывать вам, что я не верблюд занятие бесполезное.
Это в первую очередь есть
такое занятие, к которому мы Вас и не призывали.
Оставайтесь при своём мнении, на которое я, собственно, и не посягал...
Мы рады.
...но позвольте мне остаться при своём.
Да кто Вам мешает-то?
Мы всего лишь
не советуем никому иметь именно такое мнение именно на данную тему,
скромно советуем иметь противоположное - а каждый волен последовать или не последовать нашему совету...
Только прошу вас, друзья мои, постарайтесь избегать таких вот вещей:
Если окажется, что по субъективному замыслу Данелии и Габриадзе так оно и есть - тогда мы с Ки начнём меньше, чем раньше, уважать обоих этих лиц.
Тех вещей, какие мы
и вправду вкладывали в данную фразу), мы избегать не согласны. И не согласимся ни за какие коврижки (и ни под какой угрозой).
Потому что это у нас не то, что Вы подумали.
А то дурное, что Вы предположили, не имеет с нами...
...с нашими убеждениями...
...с нашей политикой...
...и с данной нашей фразой...
...
ничего общего.
Это напоминает дешёвую детскую манипуляшку: согласитесь со мной, а то я обижусь!
Напоминает, шмапоминает... Мало ли что чем кажется, особенно слегка предубеждённому взгляду.
Похожа свинья на ёжа.
Это с нашей стороны НИКОИМ ОБРАЗОМ не такая вот "манипуляшка". (Она была бы крайне постыдным делом, а на постыдное дело мы
в действительности не способны - кто бы что бы о нас ни думал.)
***************************************************
Благоволите впредь помнить (во всех случаях, ибо это ОБЩЕЕ правило, касающееся Дурца и Ки):
МЫ НИ В МАЛЕЙШЕЙ СТЕПЕНИ НЕ ДЕЛАЕМ УПОР НА "СЕБЯ, ЛЮБИМЫХ" И "СОГЛАСИЕ С НАМИ"!Может, Вам трудно такое себе представить - ну так напрягите своё воображение и представьте всё-таки.МЫ НЕ ВЗИРАЕМ НИ НА КАКИЕ ЛИЦА, В ТОМ ЧИСЛЕ НА СВОИ СОБСТВЕННЫЕ! У НАС "ГАМБУРГСКИЙ СЧЁТ"!Пример: уважали мы кого-то на 100%
(как и каждого новоузнанного)... а он оказался убеждённым шовинистом. Бумс! - уважаем уже на 40%, не более того. Не потому что он настроен "по-другому, нежели мы", а потому что он настроен ОБЪЕКТИВНО ДУРНО.
Ну и т.д.
Отсчёт - не от "нас, любимых", а от некоего эталона, полностью абстрагированного от ЛЮБЫХ "мнений", "предпочтений" и "бзиков".
Т.е. ничто не имеет значения, кроме соблюдения - или же, напротив, нарушения - норм
истинной нравственности. А мы (как неоднократно доказано практикой) понимаем эти нормы правильно. И любой другой, кто понимал бы эти нормы так же, тоже был бы прав - не потому, что он "с нами согласился"
, а потому что последовал
объективному эталону. Это не он "как мы"! Это мы "как он",
если он и вправду не позволил себе ничего реально дурного!
****************************************************
Или мужское-алкогольное "Ты меня уважаешь?".
Возьмите, пожалуйста, это сравнение назад. Мы его ничем не заслужили.
Друзья, вы достаточно мудры, у вас достаточно жизненного опыта, образования и ума, чтобы уважать других людей, даже если их взгляды на что-то не совпадают с вашими.
См. выше фрагмент, выделенный астерисками.
Недостойны уважения только те, кто нарушает нормы общечеловеческой нравственности.
Святая истина. Весь вопрос - что именно понимать под "нормами общечеловеческой нравственности"... Разными лицами и группировками, увы, заявлены различные редакции этих норм...
"Поборник чести, выйди без затей -
и честно объясни,
какой и
чьей!" (Л.Филатов)
Лично мы оба уверены, что перепутать истинные нормы с мнимыми можно только нарочно.
Надеюсь, ни я ни авторы фильма этого не сделали, даже если ввели свой визатор исключительно как символ-гротеск бессмысленной человеческой сегрегации?
Зря надеетесь. (Чур без обид. Вы ведь хотели честно? Отвечаю честно и искренне, говорю всё то, в чём убеждён.)
Я с самого начала к тому и гну (и Ки тоже), что воспринимать в сюжете КДД визатор как символ какого бы то ни было зла (в том числе сегрегации) - это именно нарушение норм
истинной нравственности (в том числе Норм Справедливости Художника и Толкователя).
Такое нарушение было бы довольно-таки скверным делом, и мы надеемся, что наши классики - Габриадзе и Данелия - этого скверного дела не учинили. Если же окажется. что учинили - ну что ж, нам будет очень грустно, мы будем вынуждены констатировать, что "пронадеялись", когда надеялись на их ПОЛНУЮ правоту. Окажется в таком случае, что реальная внутренняя правота этих людей (именно как художников и Сеятелей Добра) существенно неполна...
И я уже говорил, что нас
даже и в этом случае порядком-таки примирил бы с Габриадзе и Данелией один очевидный и радостный факт: их фильм снят так, что
при желании, истолковывая их фильм,
можно избежать возведения визатора в ранг такого вот "символа зла".
Можно избежать такого сюжетного момента, как "полная бессмысленность того принципа, по которому действует визатор"
.
Т.е. мы тогда воскликнули бы с радостной признательностью:
"Они полагали визатор таким символом, приписывали ему полностью абсурдный принцип действия - это с их стороны безнравственно... но они ХОТЯ БЫ НЕ НАВЯЗЫВАЮТ такой трактовки! И Виктор Губерниев также, увы, её разделяет, НО, К СЧАСТЬЮ, НЕ НАВЯЗЫВАЕТ ЕЁ (хотя и отстаивает с упорством, достойным лучшего применения)!"Аксиома:
символ дурного сам должен быть дурён. (Вот Кольцо Саурона, например...) А в визаторе ничего дурного нет - ни "иносказательно", ни "символически", ни физически.
Да не будет названо дурным НИЧТО, таковым на самом деле не являющееся - вот наш девиз!
Некорректно выбрать символ, валить с
умоначертаний людей на визатор - это валить с больной на здоровую. А в том, чтобы валить с больной на здоровую, ничего нравственного нет.
(Кстати, зачем эта тавтология - "бессмысленная сегрегация"? Масло масляное. Вы что, можете привести примеры
осмысленной, обоснованной сегрегации?)
Я нигде не говорил, что сам по себе приборчик есть источник зла.
Это мы поняли. Нам и не казалось, будто вы подаёте его как такой ИСТОЧНИК.
Но и в роли СИМВОЛА зла он также не должен выступать!
Никоим образом - иначе будет очень нехорошо! Вся мораль произведения будет искажена, испорчена, перетолкована! Будет экзерсис в духе априловского Мокси!
А Вы почему-то находите оный "символический ход" вполне допустимым... Неужели и Габриадзе с Данелией также не видят в подобном ничего дурного?.. Надеемся, что всё же их мышление не так символизировано (в огорчительном смысле), как местами Ваше. (Без обид.)
Я говорю, что принцип его действия по моему мнению должен быть нарочито бессмысленным и в этом вся соль этого символа.
Так вот, мы находим
именно такой подход к данной сюжетной детали:
- несправедливым;
- недостаточно нравственным;
- фатально алогичным;
- плохо продуманным;
- непедагогичным;
- неприемлемым именно с точки зрения Высокой Миссии Писателя.
Такой подход, ПМГУ, если бы был чётко прописан в романе или в фильме, портил бы всю вещь. (Особенно если полагать в ТАКОМ подходе именно "всю соль" визатора как образа.)
КИ: Если бы роман писали бы именно Вы и сохраняли бы именно такой взгляд на истолкование визатора (как детали сюжета)...
...чур опять же без обид...
...Вы тем самым, ПМГУ, продемонстрировали бы свою недостаточную профпригодность (!) как писатель-фантаст, идеолог, философ, моралист, эстетик и педагог. Не прогневайтесь - говорю то, в чём убеждена. Amicus Dominus PG, sed magis amica veritas.Постарайтесь не спорить со мной и не возражать. Просто примите, что моё мнение от вашего отличается в этом вопросе.
Данным постом мы не "спорим" с вами. Всего лишь окончательно обозначаем нашу позицию, отвечаем на вопросы и отметаем напраслину.
Это ведь не помешает нам понимать друг друга в других вопросах и уважать друг друга дальше?
Ничуть не помешает.
И постарайтесь больше не прибегать к таким фразам как "с этим умру" и "в нашем романе этого не будет". Никто вам ничего не навязывает, роман ваш, и что там будет - решать вам и только вам.
Дело в том, что права-то на персонажей всё-таки у Габриадзе с Данелией (и/или у кого-то ещё, мы пока не в курсе)... Роман-то наш, а Машков, Уэф и компания -
не наш брэнд... Мы опасаемся возможных претензий (хоть и надеемся, что таковых всё же не будет)... И мы заранее даём понять ВСЕМ, что если бы кто-то принялся на нас давить в вопросах, которые мы считаем принципиальными - это было бы заведомо бесполезно. Мы не гнёмся.
Просто такая закрытая и жёсткая позиция не оставляет места вашим оппонентам для манёвра, а оттого и не получается плодотворной дискуссии, а получается тупая бодалка...
КИ: Говорю же - вопрос архипринципиальный! По таким вопросам можно только узнать мою позицию и поведать мне иную. "Маневрировать" тут и вправду некуда - ни мне, ни оппоненту. Тут задето очень личное и болезненное. Я воспринимаю как физическую боль чью-то попытку даже "в шутку" объявить визатор "образом, вся соль которого будто бы в нарочитой бессмысленности..." И Дурцу конкретно плохеет даже от звучания такой версии.
Превращать общение на эту тему именно в "тупую бодалку" - или не превращать - зависит, ПМКР, не от нас с Дурцем.
Лично я ненавижу "бодаться". И Дурц этого не переваривает.
Можно (и нужно) не "бодаться", а вполне цивилизованно обмениваться аргументами... на любую тему...
...в духе той этики, которую я предложила в треде "Дурц и Ки на планете Плюк"...
...но позиция наша ИМЕННО ПО ЭТОМУ ВОПРОСУ останется жёсткой. Ибо Ваша версия всё ещё воспринимается нами как прямо-таки "святотатство", или вроде того.Помните, что ваше мнение от вас никуда не убежит, никто его не отнимет. А услышав мнение другое, вы только обогатитесь.
КИ: Помним. Но у нас не "мнение", а ответственная и чёткая позиция по весьма важному вопросу. С нашей претензией на объективность. И если кто-то не разделяет нашу позицию по ДАННОМУ вопросу - обогатиться в данном случае мы можем, ПМГУ, только тем, что нам представился случай к саморазвитию. Случай поупражняться в аргументировании и объяснении очевидного (раз уж оказалось, что очевидность эта "субъективно очевидна" не для всех)...
P.S. А что конкретное Вы могли бы предложить для того, чтобы "у вас как оппонента появилось место для маневрирования"? Просто я всё ещё не утратила надежды растолковать вам, почему же это для нас с мужем АЖ НАСТОЛЬКО подсердечная и больная тема, и почему же, по нашему глубокому убеждению, нельзя таким манером высмеивать шовинизм, каким предлагаете Вы.