Итак, начнём с недостатков психологического разбора (анализа) и оставленных в этой теме комментариев:
Тачаночница писал(а):Glazz,Так что аналогия с платками или паранджой, на мой взгляд, не совсем уместна.
Очень даже уместна, если вспомнить в
какие времена вводились эти вполне этологические символы "позы подчинения" для женщин. Во времена полной законности той самой физической расправы с более слабым животным со стороны более сильного - и всё в рамках господствующей идеологии, будь то шариат или какой-нибудь домострой.
Другой вопрос, что заставляет нагибаться современных женщин, причём, в массовом масштабе. Гормональный мазохизм какой-то...
А к рекомендациям более глубокого знакомства с семиотикой полностью присоединяюсь - увлекательная философская дисциплина!
«Что заставляет нагибаться современных женщин (и мужчин)» это для меня не вопрос, ясно видно ведь что заставляет — нужда в вещах и пище, которые не так то просто получить в личное пользование. Этого может не замечать только человек, не доверяющий реальности, но при этом пользующийся обществосозидательными идеями, ложью.
Гормонального мазохизма я не увидел в реальности, да и вряд ли он вообще возможен — гормоны не способны причинить боль.
«Рекомендация более глубокого знакомства с семиотикой» была бы гораздо более обоснована, если бы вы описали полученную вами лично
пользу от этого знакомства, приобретённое вами с её помощью
понимание.
Господин ПЖ писал(а):Сцена 10. Город.[…]
УЭФ: Стой! Стой, я говорю! Ты кто? Я спрашиваю, ты кто? А?!
МАШКОВ: Пришелец. Прораб.
УЭФ: Нет. Ты пацак. А ты кто?
ГЕДЕВАН: Я грузин.
УЭФ: Не-ет, ты тоже пацак. Ты пацак, ты пацак и он пацак. А я чатланин, и они чатлане! Так что ты цак надень и в пепелаце сиди, ясно?
МАШКОВ: Что?
БИ: Посмотри на меня в визатор, родной... Какая точка отвечает? Зелёная. Теперь на него посмотри — тоже зелёная. И у тебя зелёная. А теперь на Уэфа посмотри — какая точка? Оранжевая? Это потому, что он чатланин!
Ну, понимаешь?
МАШКОВ: Чего?
БИ: Плюк — чатланская планета. Поэтому мы, пацаки, должны цаки носить...
УЭФ: Да-а! И перед нами, чатланами, должны делать вот так!
ГЕДЕВАН: Владимир Николаевич, это оголтелый расизм.
МАШКОВ
(Уэфу): Покажи, пожалуйста, ещё раз...
УЭФ: Вот так!
МАШКОВ: Будь другом, помедленнее...
УЭФ: Вот так.
[…]
ГЕДЕВАН: Извините, а чатлане и пацаки — это национальность?
УЭФ: Нет.
ГЕДЕВАН: Биологический фактор?
УЭФ: Нет.
ГЕДЕВАН: Лица с других планет?
УЭФ: Нет.
ГЕДЕВАН: А в чём они друг от друга отличаются?
УЭФ: Ты что, дальтоник, Скрипач — зелёный цвет от оранжевого отличить не можешь? Турист...[/color]
[…]
И тут аборигены, видя что "срубить КЦ по-лёгкому" не получается, посвящают пришельцев в местные обычаи и ритуалы. Оказывается, все местное население делится на две касты: низшую и высшую. Причём принадлежность к каждой касте определяется специальным прибором - визатором. На мой взгляд, здесь нет никаких сложных ухищрений с определением кто чатланин, а кто пацак. Прибор распределяет по кастам случайным образом. Также, как например
вот этот его эмулятор. Этим, по моему мнению, авторы сценария хотели наглядно продемонстрировать всю абсурдность и произвольность деления людей по кастам на Земле.
Не тоже ли самое происходит у нас? Повезло тебе - родился ты в семье, далёкий предок которой когда-то давно расколотил дубиной или мечом своих конкурентов, собрал шайку и захватил власть в племени - ты дворянин. Не повезло - родился в семье батраков, ты - батрак. Делай ку и носи цак. Только если на Земле в спорных случаях выявить принадлежность к "благородному роду" не так просто - в архивах надо копаться, строить генеалогическое древо, разбрираться в запутанных родственных связях, то на Плюке всё сведено к простейшей операции - наводишь приборчик и смотришь.
Всё население делится
не на две касты, а на несколько классов.
Классовое деление, удостоверяемое с помощью визатора
не является абсурдным, оно логичное и закономерное, и уж вовсе оно не произвольное, как вам то думается. Вообще же это деление является перерастающей саму себя условностью.
И визатор тоже работает (и тем распределяет людей по классам) вовсе не случайным образом —
случайность в деле распределения людей на классы недопустима и немыслима. — Это в равной степени касается как случайности самого классового деления людей, так и совпадения результатов повторного теста. Прибор устроен так, что без сигнала при нажатии на кнопку светится зелёный индикатор, при подношении же его к «основам жизни», представляющим собой миниатюрный передатчик с автономным питанием (металлические на вид «сливки» на шнурке на шее) и антенну (проволочка между «сливками»), приёмник визатора улавливает передаваемый ими сигнал, и — светится оранжевый индикатор. Меняя частоту передачи «основ жизни» можно заставить индикатор визатора светиться другим цветом, а увеличивая мощность передатчика можно увеличить минимальное расстояние, на котором можно определить классовую принадлежность человека — более важную персону визатор может обнаружить даже находясь в кармане «оператора».
Колокольчик в носу является
наглядным показателем классовой принадлежности его хозяина (пацак), точно также и «основы жизни» (чатланин).
«Принадлежность к благородному роду» выявляется на Земле очень просто — совершенно незачем копаться в архивах и строить генеалогическое древо — это не важно в данном вопросе,
«принадлежность к благородному роду» здесь определяется по нужде: кто желает кушать и ищет способы своего прокормления, тот — представитель низшего класса. Вы не туда заехали в своих суждениях, оторвались от земли и унеслись в небеса.
Успех первенства в классовой системе не описывается формулой:
«родился ты в семье, далёкий предок которой когда-то давно расколотил дубиной или мечом своих конкурентов, собрал шайку и захватил власть в племени - ты дворянин». Для первенства в классовой системе твоим предкам нужно автономное знание и эксплуатация другого, это суть два кита: ум и лидерство. Причём умным надо быть всегда
«в стороне от народа», нужен особый ум, и не лидерство при использовании
красивого голоса для застольных песен,
алкогольной устойчивости,
умения травить байки — всё это характеристики
лидера низшего класса — рабочего. Нужно
другое лидерство для благородства и
господства.
Приборчик же этот суть доказательство не более убедительное, чем разделение на
«молодых и дедов» в армии, на
«блатных и опущенных» в тюрьме, на
«лохов и крутых парней» в школе. Тем не менее, подобные доводы действуют, под давлением общества действуют, хотя различия искусственно выращиваются в культуре коллектива и сакрализируются.
Начиная говорить о равенстве и, напротив, об искусственной дифференциации людей на классы, приходишь к осознанию повсеместности последней при настойчивом её отрицании главенствующей силой —
армейские звания, спортивные, академические;
профессиональные разряды, группы;
пояса и даны боевых искусств;
ступени карьерных профессий
— это всё суть примеры
ступеней неравенства, которое само по себе положено не признавать.
Господин ПЖ писал(а):Кстати, создать такой приборчик давняя мечта националистов, фашистов и прочих "патриотов" всех мастей. Пока приходится обходится анализом формы носа, растительности на голове, особенностей произношения некоторых звуков и т.п. Хлопотно, да и ошибочки порой бывают...
Вы думаете, их могут волновать ошибки?!
…
Какие могут быть хлопоты в любимой игре?! Вы что!
Glazz писал(а):Господин ПЖ писал(а):Гедеван всю дорогу молчит, лишь склоняя в уме аборигенов по-грузински. Он полностью отдал инициативу Машкову.
А вот до этого я не мог додуматься двадцать лет! Действительно, откуда еще могли взяться грузинские ругательства?
Не оттуда они взялись — думать именно это не обязательно в момент контакта —
плюкане проникают в язык, в мысли проникнуть для них проще простого.
«Склонять в уме аборигенов по-грузински» Гедеван не должен бы — нет на то повода, раз местные их подобрали в пустыне, да ещё и совестные местные, вернулись и не бросили их во второй раз, составили компанию!
Glazz писал(а):Господин ПЖ писал(а):Кстати, любопытно устроена цивилизация на Плюке. Артисты проникали в мозги пришельцев достаточно долго, зато потом мгновенно освоили незнакомый язык. Но это ещё не всё! Все кто встречался с пришельцами дальше - уже делали это практически мгновенно! Более того, эцилопы уже между собой свободно общались на русском ("всем постам"). Видимо новые знания здесь сразу становятся достоянием местной ноосферы (что-то типа нашего интернета, но круче - доступ к ней всеобщий и мгновенный через мыслительный контакт).
Очень интересная гипотеза! И очень хорошо вписывается в модель тоталитарного общества. Как тут не вспомнить Оруэлла и понятие "
мыслепреступление"? Плюк, однако, шагнул вперед гораздо дальше Океании - тут крамольные мысли можно пресекать в зародыше.
Нельзя их так пресекать.
На Плюке никто «правду не думает».
«Всем постам» показано для простоты сюжета, не должны бы местные плюкане знать русский язык и использовать традиционно русские (советские) диалоги. А служебная речь по рации вообще строго нормирована и не может изменяться без одобрения начальства.
Начальство же не любит менять правила, особенно, когда инициатива исходит «снизу».
Скалозуб писал(а):Здесь очень интересно было бы сравнить характеры двух плюканских артистов – Уэфа и Би. Разница между ними сразу же бросается в глаза. Би выглядит гораздо более культурным и образованным человеком, чем Уэф. У него богаче словарный запас, он более грамотно формулирует свои мысли. В вышеприведенном эпизоде именно Би нашел убедительные аргументы, которые смогли воздействовать на Дядю Вову (ладно, Скрипач, поиграем в эти игры...), в то время как Уэф только ругался и выставлял себя на посмешище (будь другом, помедленнее...). В отличие от «интеллигента» Би, поведение Уэфа носит подчеркнуто «пролетарский» и «простонародный» характер. Можно вспомнить, что и в шахматы со Скрипачом будет играть именно Би (и даже выигрывать, хоть и за счет чужих мыслей), в том время как для Уэфа вершиной интеллектуальных развлечений является игра в плюку. В дальнейшем выясняется, что и пепелац артистов принадлежит тоже пацаку Би, а не чатланину Уэфу (Дядя Вова!.. Пепелац мой!). Такое несоответствие сразу же вызывает недоумение у зрителей: ведь Уэф принадлежит к высшему классу плюканского общества, а Би – к простонародью. Каким же образом простой пацак смог получить хорошее образование и даже стать владельцем пепелаца? Все, что нам известно о жизни на Плюке, свидетельствует о том, что подобное невозможно! Эта загадка объясняется только тогда, когда наши герои попадают на планету Ханут. Выясняется, что на родной планете артистов именно пацаки были высшей кастой, а чатлане считались быдлом (А ты, паршивый чатлан, цак одень! И sit down, когда с пацаком разговариваешь! Ханут - пацакская планета, родной). Теперь отличия в поведении артистов становятся совершенно понятными и логичными. Ведь Би с детства воспитывался как аристократ, а Уэф был простолюдином. Это только потом их социальные роли поменялись, когда плюкане их родную планету транглюкировали, пока артисты были на гастролях.
Поменяться могут не социальные роли, а классовые. Социальные роли обычно на всю жизнь — они очень костные и проявляются даже при прошении подаяния.
Би не мог воспитываться как аристократ на своей планете, да и не в воспитании дело тут, а в социальной среде, с которой приучаешься общаться.
На Хануте
Би мог
выступать также как и на Плюке — низшим классом общества (хотя, может быть, что на Хануте он был несколько богаче своего положения на Плюке). Однако, ни о развитии ханудского общества, ни о классовом положении в нём
Би мы не знаем — «закон приседания» мог быть обязателен для всех непацаков, он не свидетельствует о знатности
Би на его родной планете, это простой социальный ритуал, который был предложен
Уэфу его другом в шутку на родной планете. Возможно, что
Уэф купил свой социальный статус чатланина на Плюке на какие-нибудь «шальные» деньги, точно так, как он предполагал достать
Гедевану жёлтые штаны.
Би не тянет на интеллигента, он скорее «инженер» по образованию (
«хорошее образование»), интеллигент должен быть
более глубоким человеком и
менее адаптировавшимся в социуме. Адаптация и интеллигентность не совместимы, нужно быть всегда чужим, если желаешь понять интеллигента или стать им.
Уэф не выставил себя на посмешище своим трёхкратным приседанием перед пацаком, он приседал перед «своими», и не испытывал привычного нам сакрального трепета к этому социальному ритуалу. Он [
Уэф] ни коим образом не принадлежит к высшему классу общества — это очевидно, он только не на самом его «дне», в отличии от любого пацака.
Господин ПЖ писал(а):Сцена 12. Кидалово.
[…]
МАШКОВ: Вообще-то я не специалист по этим гравицаппам, пойдём покажем моему чатланину — он проверит.
ГОР: Щас. Цаппу поставим.
МАШКОВ: Горлышко болит?
ГОР: Вода...
МАШКОВ: Такое предложение. Я тебе вот остаток этого КЦ, а ты мне две бутылки воды. Идёт?
ГОР: Давай.
МАШКОВ: Еда есть?
ГОР: Каша...
МАШКОВ: Какая?
ГОР: Пластиковая...
МАШКОВ: Значит так, я тебе вот эту вот целую КЦ, а ты мне пять бутылок воды и килограмм каши.
ГОР: Эт чего?
МАШКОВ: КЦ.
ГОР: Надо снова проверять...
МАШКОВ: Ну проверяй!
ГОР (окликает своих): Ку-у!
МАШКОВ: Э! Секундочку!
ГОР (многообещающе): Ща-ас...[/color]
Посмотрите, как самоуверенность Прораба привела к тому, что его обвели вокруг пальца и чуть не уничтожили. Начиналось всё чисто по-деловому: клади кц - получишь гравицаппу. Попытка Машкова завязать более неформальный разговор (что новенького-то на Плюке?) провалилась - контрабандисты здесь такой же мрачный и неразговорчивый народ, как и на Земле. Ну что ж, деловой так деловой. Дождись гравицаппы, отдай кц и уходи. Однако, Владимир Николаевич начал вести свою игру. Сначала вода, потом - каша. Оно конечно и понятно - он думает о будущем. Как они будут добираться домой, что будут есть, что пить. К тому же они сейчас мучаются от жажды и голода. А конрабандист, сразу видно, мужик тёртый. Он быстро смекает, что у пришельца много кц. И лёгкость, с которой он соглашается на все предложения, не торгуясь, вызывает потерю бдительности Владимира Николаевича.
* На его хитрую задницу нашлась еще более хитрая.
Машков не только пренебрегает советом не думать про свои остальные кц, но и достаёт их на обозрение контрабандиста.
Тот сразу смекает, что можно неплохо поживиться.
Посмотрите с какой деланной ленностью контрабандист говорит:
- Надо снова проверять...
И Машков не выдерживает: проверяй! И отдаёт мошеннику все кц, которые вовсе не собирался тратить. Речь шла всего об одной спичке, которую В.Н. достал. Но контрабандист у него забирает все и уходит. Вот она самонадеянность! Видимо, он был настолько уверен, что его, Машкова, невозможно обмануть, что эта уверенность сыграла с ним злую шутку - он всего на секунду расслабился. И этой секунды оказалось достаточно.
Мир криминала, что на Земле, что на Плюке - жестокий и безжалостный мир. В нём ценятся только сила и хитрость. И выживает сильнейший и хитрейший. Для взаимодействия с этим миром требуется очень тщательная подготовка, в том числе психологическая. Машков был явно не готов. За что и поплатился.
«Контрабандисты» не столько мрачны и неразговорчивы, сколько не желают идти на контакт с представителем низшего класса общества, они не желают раскрывать душу перед низшим человеком на социальной лестнице. И не хотят даже имитировать это из вежливости — к тому же: они знают, что в их услугах
нуждаются.
Владимира Николаевича подводит не лёгкость соглашения «продавца» на сделку, а желание отовариться, скупиться и обиженная за нерадушный приём
попытка блеснуть своим незаслуженным богатством перед
продавцом краденного (так будет правильнее сказать).
Владимир Николаевич не понял, что сделка была отменена со словами: «Щас — цапу поставим», не понял он также, что любая беседа с продавцом после отменения сделки бессмысленна, и что ни в коем случае нельзя было давать ему в руки даже одно своё кц, не говоря уже о полном коробке. Подчёркнутая медлительность продавца краденного при полоскании рта служила подтверждением расторжения сделки для своих и для сообразительных чужих, но
«дядя Вова» этого или не понял, или решил, что ситуация обратима. Медлительность же продавца краденного при подъёме по лестнице с чужим кц должна была показать, что он никуда с ним улетать не собирается, и что хоть после длительной задержки, но он вынесет обещанное и вернёт коробок кц.
Машков не то что бы был не готов к безжалостности и жестокости криминального мира, он просто не знал, что это не
продавцы-на-дому, а
продавцы-мошенники. Именно из-за своего непонимания с каким именно продавцом желал иметь дело
Уэф, он и нарушает запрет
Уэфа и выкладывает перед ним на столике свои кц. Мир криминала не проявил в этом случае перед
Машковым ни единого своего качества, кроме жульничества и невыполнения своих обязательств. Причём: представитель мира криминала мог бы и не проявить ни единого своего качества, будь
Машков согласен без условий на первоначальную сделку.
Машков в этой сцене отнюдь не проявляет своё
«хитрозадничество», напротив, он оказался в растерянности и не сориентировался в ситуации.
«Очень тщательная подготовка, в том числе и психологическая» ему была не нужна, — хватило бы и следования нескольким простым правилам.
Машков пошёл на эту сделку сам из-за недоверия бродячим артистам
Уэфу и
Би, и не думал, что уйдя от одних врунов попадёт к другим. Только бродячие артисты не вступали с ним в сделки с полной предоплатой (они только хотели вступить в подобную сделку после катапультирования
Скрипача и то — без «насадки на крючок превосходства» — они «честнее»), а продавцы краденного обманом вступили с ним в такую сделку.