Психологический разбор фильма Кин-дза-дза

Всё о фильме "Кин-дза-дза". И, конечно, сам фильм!

Модератор: Эцилоппы

Сообщение Господин ПЖ » 26-09, 12:02

Сцена 13. Плюка.

УЭФ: Скрипач! А ты на Земле спички достать можешь?
ГЕДЕВАН: Могу.
УЭФ: Если ты плюнешь дальше, я тебе полчатла. Вот... этой плюкой. Если я — ты мне две спички... Понял?
ГЕДЕВАН: Не-е...
УЭФ: Да простая игра. Я тебе полчатла, ты мне на Земле — три спички. На, плюй, сынок.
ГЕДЕВАН: Спасибо, я не хочу.
УЭФ: Ну хорошо, ты мне одну спичку, я тебе три чатла, жёлтые штаны и вот такую фору. Давай!
ГЕДЕВАН: Нет...
УЭФ: Голубые штаны...
ГЕДЕВАН: Господин Уэф, я не буду ни при каких условиях.
УЭФ: Заднее слово? Так что ж ты мне тогда мозги пудришь, маймуно веришвило!
ГЕДЕВАН: Господин Уэф! Я представитель цивилизованной планеты, и требую, чтобы вы проследили бы за своим лексиконом! Во.


В этой сцене Гедеван впервые проявляет характер (если не считать небольшой реплики в самом начале: "остановитесь, я тапочки хочу надеть..."). Его решительный отказ от игры и последняя фраза, сказанная с сильным эмоциональным нажимом (и раздутыми ноздрями) показывает, что в тихом и скромном Гедеване глубоко внутри дремлет горячий кавказский характер. И провокационное поведение Уэфа вызвало маленькое, едва заметное его извержение. Особенно примечательно "Во" в конце филиппики. Похоже, что Скрипач и сам не ожидал от себя такого. :)

Уэф в этой сцене проявляет классический образец манипуляции - "что ж ты мне тогда мозги пудришь". Не удалось втянуть в игру, так ты виноват в том, что я потратил на тебя время. Кстати, судя по всему Уэф в этой игре опытный игрок - ведь он в случае проигрыша обещает то, чего заведомо дать не может: жёлтые, а тем более голубые штаны (которые носит в фильме только сам господин ПЖ). Следовательно, он абсолютно уверен в своём выигрыше. Правда, Гедеван ещё ничего не знает о системе цветовой дифференциации штанов, просто игра, где надо засовывать в рот грязную плюку ему противна и никакие посулы тут не помогают.

Вот почему организаторы всевозможных азартных игр всеми силами стараются сделать игру внешне притягательной, придать ей блеск, лоск, эффектность. Посмотрите все фильмы о светской жизни. Ту же бондиану, например. Там обязатльно где-нибудь будет сцена в казино, или скачки, или тотализатор, или ещё что-нибудь...

Впрочем, на Плюке всё ржавое, так что не до лоску... Невольно вспоминаются мрачного вида притоны, где хмурые подозрительные личности рубятся в засаленные карты. Чем ещё им заполнять свою серую жизнь?
Аватара пользователя
Господин ПЖ
Губернатор планеты Плюк
Губернатор планеты Плюк
 
Сообщения: 3730
Зарегистрирован: 06-06, 12:40
Откуда: Планета Плюк, 215 в Тентуре, галактика Кин-дза-дза в Спирали

Сообщение Glazz » 26-09, 23:25

Господин ПЖ писал(а):Мир криминала, что на Земле, что на Плюке - жестокий и безжалостный мир. В нём ценятся только сила и хитрость. И выживает сильнейший и хитрейший. Для взаимодействия с этим миром требуется очень тщательная подготовка, в том числе психологическая. Машков был явно не готов. За что и поплатился.


Точно так же большинство из нас в начале 1990-х оказались не готовы к тому, что жить теперь модно не по совести, а "по понятиям".
Изображение Изображение Изображение Когда нет цветовой дифференциации штанов - нет цели!
Аватара пользователя
Glazz
Эцилопп
Эцилопп
 
Сообщения: 244
Зарегистрирован: 06-06, 20:47

Сообщение Господин ПЖ » 27-09, 12:10

Сцена 14. Последняя спичка.

МАШКОВ: Где они?
УЭФ: Кто?
МАШКОВ: Ну этот, со шрамом, я ему, балда, все спички оставил...
УЭФ (в ужасе): А-а-а!

БИ (бьёт Уэфа): Кю!
УЭФ (плача): Ыыы...
БИ: Кю!!
УЭФ: Ыыы...
БИ: Кю!!!
УЭФ: Ыыы... ыыы...
БИ: Кю.
УЭФ: Ыыы...
МАШКОВ: Ребят, кончайте. Хватит...
УЭФ: Ыыы...
БИ (Машкову): Хватит!.. Что хватит? Я ему тыщу раз говорил, что в Центр надо лететь. А он жадный, как все чатлане — «на два чатла дешевле!» — кю...
МАШКОВ: Ну есть ещё одна. Насколько я понимаю, на гравицаппу хватит.
БИ: Дай её мне. Сюда.
МАШКОВ: Зачем?
БИ: Гравицаппу купить.
МАШКОВ: А где?
БИ: Там, в Центре.
МАШКОВ: А как же вы нас на матушку-Землю вывезете, когда даже не знаете, в какой галактике она крутится?
УЭФ: Номер твоей планеты, балда, любой планетарий в центре за два чатла выдаст!
БИ: Давай спичку, ну?
МАШКОВ: Чтоб вы нас песочком засыпали?
БИ: Значит, не дашь?
МАШКОВ: Нет.
БИ: Это твоё заднее слово?
МАШКОВ: Задней не бывает!
БИ: Тогда прощай, родной.
ГЕДЕВАН: Улетят, Владимир Николаевич.
МАШКОВ: Никуда они не денутся, они из-за спички удавятся.
УЭФ: Или ты щас нам даёшь эту спичку, или меньше чем за семь коробков мы тебя на Землю не положим!


Итак, у Владимира Николаевича осталась одна последняя спичка. Би требует её немедленно передать ему, чтобы купить гравицаппу. Но Владимира Николаевича теперь не проведёшь - учёный уже...

* Не даром говорят: за одного битого двух небитых дают.

Тут артисты предпринимают демонстративный демарш:

- Тогда прощай, родной.
И уходят.

Но Владимир Николаевич слишком хорошо успел их изучить: Никуда они не денутся, они из-за спички удавятся!

И хладнокровный рассчёт оказался верен - аборигены тут же вернулись с новыми условиями: 7 коробков.


Гедеван бы, наверное, не выдержал перспективы вновь остаться одному в пустыне без воды и средств передвижения, и немедленно отдал бы спичку Уэфу. Всё-таки ему сказочно повезло, что рядом с ним был Машков - опытный психологический боец. Посмотрите как легко, на одной бесконечной уверенности в себе он выиграл эту короткую психологическую схватку (как сейчас говорят - взял на понт). Ведь положение пришельцев было действительно безнадёжно, и дай В.Н. слабину, артисты не замедлили бы на этом сыграть: они без спички обходились как-то раньше и сейчас бы обошлись, а вот пришельцы без воды, без еды, без чатлов чтобы откупаться от эцилоппов - вряд ли. Так что у артистов были все козыри и только отчаянная уверенность Прораба спасла положение.

Кстати, любопытные трансформации проделывает русский язык, проникая в мысли артистов: заднее слово, положили на Землю...

Вроде бы нормальные русские слова, но употребляются несколько экзотично. Похоже на действия человека, который получил детали от инопланетной машины: вроде бы логично эту деталь вставить в эту, но получается несколько коряво... Ведь логика-то у него земная, а машина создана инопланетянами...
Аватара пользователя
Господин ПЖ
Губернатор планеты Плюк
Губернатор планеты Плюк
 
Сообщения: 3730
Зарегистрирован: 06-06, 12:40
Откуда: Планета Плюк, 215 в Тентуре, галактика Кин-дза-дза в Спирали

Сообщение Скалозуб » 27-09, 17:05

Господин ПЖ писал(а): Итак, у Владимира Николаевича осталась одна последняя спичка. Уэф требует её немедленно передать ему, чтобы купить гравицаппу. Но Владимира Николаевича теперь не проведёшь - учёный уже...

Согласен, Владимир Николаевич проявил себя в этом эпизоде молодцом. Сразу видно, что полученный урок для него даром не прошел. Но мне хочется задать другой вопрос. Почему при разборе эпизода ты не обратил внимания на сцену, в которой Би избивает плачущего Уэфа? Такая невнимательность выглядит особенно удивительной после того, как ты сам, анализируя сцену 7 (Цак), писал о мягком интеллигентном характере Би, а также о том, что «здесь пацакам вообще не свойственно проявлять агрессию»? Как мы теперь видим, очень даже свойственно! Только по отношению к слабым. В этом эпизоде Уэф на несколько минут оказался в положении слабого и «бедный угнетенный интеллигент Би» сразу же показал свое истинное лицо. Невольно хочется воскликнуть: какие все-таки идиоты наши доморощенные леваки-демократы-народовольцы и прочие пламенные р-р-революционеры, которые искренне думают, что если отобрать власть у плохих угнетателей и передать ее «униженным и оскорбленным», то завтра же наступит рай земной. Не наступит. Трудно себе представить более страшное зрелище, чем вчерашний раб, дорвавшийся до власти. В качестве иллюстрации можно еще вспомнить поведение Скрипача, когда у него в руках окажется оружие (Эй, чатланин, пой!).
Аватара пользователя
Скалозуб
Зажиточный чатланин
Зажиточный чатланин
 
Сообщения: 23
Зарегистрирован: 01-09, 16:51
Откуда: Планета Узм

Сообщение Скалозуб » 27-09, 17:23

Господин ПЖ писал(а): Кстати, любопытные трансформации проделывает русский язык, проникая в мысли артистов: заднее слово, положили на Землю...

Вроде бы нормальные русские слова, но употребляются несколько экзотично. Похоже на действия человека, который получил детали от инопланетной машины: вроде бы логично эту деталь вставить в эту, но получается несколько коряво... Ведь логика-то у него земная, а машина создана инопланетянами...


Очень точное наблюдение! Я тоже на это обратил внимание. Как бы хорошо иностранец не изучил чужой язык, он не сможет разговаривать на нем также легко и естественно, как люди, говорящие на этом языке с детства. Даже овладев словарным запасом на 100% и освоив все правила грамматики, он будет периодически попадать в глупое положение, как это происходит с плюканами: «Пацак! Какие балды у меня здесь контрабандные кц возьмут при свидетелях, когда за него пожизненный эцих с гвоздями?» Уэф прочитал мысли Машкова и знает, что означает слово «балда». Также он знает, что в русском языке слова могут использоваться как в единственном, так и во множественном числе. Но откуда ему знать что «балда» - это слово-исключение, которое во множественном числе вообще не употребляется? :mrgreen:
Аватара пользователя
Скалозуб
Зажиточный чатланин
Зажиточный чатланин
 
Сообщения: 23
Зарегистрирован: 01-09, 16:51
Откуда: Планета Узм

Сообщение Glazz » 27-09, 22:29

Господин ПЖ писал(а):
Итак, у Владимира Николаевича осталась одна последняя спичка. Уэф требует её немедленно передать ему, чтобы купить гравицаппу. Но Владимира Николаевича теперь не проведёшь - учёный уже...

* Не даром говорят: за одного битого двух небитых дают.



Это была, есть и будет одна из главнейших особенностей нашего человека: из-за собственного раздолбайства попасть в труднейшее положение и героически из него выбраться. Очень ярко она в фильме выделена, эта особенность.
Изображение Изображение Изображение Когда нет цветовой дифференциации штанов - нет цели!
Аватара пользователя
Glazz
Эцилопп
Эцилопп
 
Сообщения: 244
Зарегистрирован: 06-06, 20:47

Сообщение Господин ПЖ » 28-09, 17:33

Сцена 15. Цветовая дифференциация штанов.

ПРОСМОТРЕТЬ ВИДЕОФРАГМЕНТ ЭТОЙ СЦЕНЫ

ГЕДЕВАН: Две тысячи.
БИ: Три.
ГЕДЕВАН: Две триста.
БИ: Три.
ГЕДЕВАН: Две пятьсот, больше не могу дать.
БИ: Можешь, родной.
ГЕДЕВАН: Господин Би, у меня пятьдесят рублей, спички стоят две копейки коробка, значит я могу купить две с половиной тысячи...
УЭФ: Скрипач свистит! У него ещё чатлы есть.
ГЕДЕВАН: Господин Уэф! Вам я не Скрипач, меня зовут Гедеван Александрович. (Заинтересовался реактором.) ...Там что, мотор?
УЭФ: Не суй свой нос во все дыры! Гедеван Александрович...
МАШКОВ: Гедеван, давай вот этих гавриков сейчас свяжем и возьмём курс на север.
ГЕДЕВАН: Зачем?
МАШКОВ: А вдруг там Средиземное море плещется?
БИ: Ха! Ты что, Владимир Николаевич, обалдел, родной? Откуда на Плюке моря? Из них давным-давно луц сделали.
ГЕДЕВАН: Извините, что сделали?
УЭФ: Топливо, Скрипач, топливо... На. С вас шесть тыщ сто сорок коробков.
МАШКОВ: Откуда столько набралось?
УЭФ: Кашу жрали, воду пьёте... И бандура.
МАШКОВ: Бандуру вычеркни, не берём бандуру. (Гедевану.) Положи...
ГЕДЕВАН: Давайте возьмём, хоть какую-нибудь технику привезём, а то кто поверит?
МАШКОВ: Ну отдай им скрипку, если она тебе так нравится.
ГЕДЕВАН: Скрипка итальянская, восемнадцатого века, она тыщу рублей, если не больше стоит. А как я расплачусь?
УЭФ (к Би): Ку...
БИ (подтверждает): Ку.
УЭФ: Скрипач, вместо того, чтобы всё время думать, что ты первый грузинский космонавт, и что тебе Нобелевскую премию дадут, верни ложку, которую ты у нищих артистов украл.
ГЕДЕВАН: Ничего такого я не думал... Я хотел её в Институт цветных металлов сдать, вдруг что-нибудь новое...
БИ: Небо! Небо не видело такого позорного пацака, как ты, Скрипач. (Прослушать) Я очень глубоко скорблю.
УЭФ (Гедевану): Ты куда?
ГЕДЕВАН: В туалет.
УЭФ: В туалет с деньгами нельзя, деньги оставь здесь... Гедеван Александрович!

ПРОСМОТРЕТЬ ВИДЕОФРАГМЕНТ ЭТОЙ СЦЕНЫ

БИ: КЦ очень дорогое, родной...
МАШКОВ: Почему?
БИ: Ну вот у вас, на Земле, как вы определяете, кто перед кем сколько должен присесть?
МАШКОВ: Ну, это на глаз.
УЭФ: Дикари! (прослушать) Послушай, я тебя полюбил, я тебя научу. Если у меня немножко КЦ есть, я имею право носить жёлтые штаны. И передо мной пацак должен не один, а два раза приседать. Если у меня много КЦ есть, я имею право носить малиновые штаны, и передо мной и пацак должен два раза приседать, и чатланин ку делать; и эцилопп меня не имеет права бить по ночам, никогда!
БИ: У меня такое предложение, родной. Ты нам спичку сейчас отдашь, а мы тебе потом жёлтые штаны привезём, идёт?
МАШКОВ: Спасибо, у меня есть уже, может Скрипачу надо? Скрипач! Тут инопланетяне штанами фарцуют... Жёлтые, нужны тебе?
БИ: А Скрипача нет, родной...
МАШКОВ: Как нет?
УЭФ: Я его скатапультировал.
БИ: А ты не волнуйся, Владимир Николаевич, у нас другая катапульта есть. Новая. Эта всё равно испортилась.
МАШКОВ: Не понял...
УЭФ: Я на каппу нажал — он улетел. А Скрипач не нужен, родной, он только лишнее топливо жрёт...
МАШКОВ: Разворачивай!
БИ: Нельзя...
УЭФ: Луц кончился. На луцеколонку надо лететь.
МАШКОВ: Разворачивай! Сейчас сожгу это КЦ нахрен!


ПОСМОТРЕТЬ ЭТОТ ЭПИЗОД


Эта сцена - одна из ключевых во всём фильме. Здесь одним лёгким штрихом затронуты огромные пласты земной и плюканской жизни.

Как-то незаметно счёт коробков, которые пришельцы должны артистам перешёл от 7 до 3000. Об этом мы уже говорили ранее - аппетиты конкистадоров растут в геометрической прогрессии.

Далее, Гедеван опять проявляет свой характер (почувствовав слабину у Уэфа, причём сценка избиения Уэфа господином Би здесь сыграла не последнюю роль) - Гедеван требует называть себя по имени. А дополнительные "чатлы", которые не показал Скрипач артистам были отложены у него на электричку, но об этом можно узнать только из сценария. Видимо, режиссёр счёл неуместным в фильме, чтобы в данной ситуации Гедеван оправдывался за скрытые "чатлы". И это правильно, мы видим, как постепенно в ходе фильма Гедеван обретает свой голос, становится всё более решительным. И сцена оправдания была бы шагом назад.

Гедеван проявляет любопытство (там что, мотор?). Интересно, что Машков почти не интересуется ничем на Плюке, его главная задача выжить и вернуться домой. Другое дело - Скрипач! Ему всё интересно, более того, он в тайне собирает материалы для изучения на Земле: он прячет ложку, хочет взять бандуру, потом свистнет гравицаппу, чатл, цак и много еще всего по-мелочи). Играет свою роль и честолюбие - он уже представляет себя первым грузинским космонавтом и нобелевским лауреатом! :smile:

  • Замечу тут, что он тут даже недооценивает "торжественность момента". Какой там первый грузинский коспонавт! Они первые люди совершившие телепортационное перемещение! Первые люди, ступившие на иную планету! Первые люди, вступившие в контакт с иной цивилизацией! Первые люди, попавшие в другую галактику и даже другую часть метагалактики!

Однако утащить что-либо от проникающих в мозги пришельцев трудно: Гедеван уличён в краже ложки, и вынужден вернуть артефакт хозяевам. Обратите внимание, что артисты здесь уже не требуют, а просят. Они уже уступили лидерство в группе землянам - ведь у тех есть КЦ, которое имеет такую же власть над аборигенами, как лампа над Аладдином. Далее, Уэф разъясняет, в чём тут дело: я тебя полюбил, я тебя научу...

Впрочем, В.Н. слегка слукавил: и на Земле не всегда определяется на глаз кто перед кем присядать должен. В некоторых структурах имеются натуральные малиновые штаны - ну, хорошо, не полностью малиновые, там малиновые только две широких полосы по шву. Речь, конечно же, идёт об армии и прочих силовых структурах, где твоё положение в иерархии определяет твою одежду. Однако, если с армией всё понятно, то в обычной жизни тоже подобные элементы проявляются всё больше: вспомним потрясающий роман Вл. Войновича "Шапка". Там литераторы придумали себе свою "дифференциацию штанов" - роль цветов там выполнял материал шапки! Маститый писатель - ондатровая шапка, середнячок - енотик или там волк... Ну а для шушеры - "кот домашний средней пушистости". И такие отношения постепенно проникают повсюду. Недаром, уже через 5 лет после премьеры фильма появились малиновые пиджаки новых русских (спёртые по-видимому из передачи "Что-где-когда"). Всё это имеет простое объяснение: имеющим власть очень хочется иметь внешние аттрибуты, что обеспечивало бы им постоянное преклонение нижестоящих.

Вот две маленькие цитаты из "Чонкина":

"А еще, Люба, вы пишете, что гражданская жизнь лучше, чем военная. Вы, Люба, имеете об этом неправильное понятие, потому что для каждого воина Красной Армии есть главное переносить все тяготы и лишения воинской службы. А также воспитание подчиненных. Вы знаете, что наша страна со всех четырех
сторон находится в капиталистическом окружении и враги только и метят на то, чтобы задушить Советскую страну, а наших жен и детей угнать в рабство. Поэтому в Красную Армию ежегодно призываются на военную службу молодые воины, дети рабочих и трудового крестьянства. И мы, закаленные воины, должны
передавать им свой боевой опыт и воинское мастерство в деле воспитания молодого поколения. Но вопрос этот очень серьезный, к людям надо проявлять ежедневную строгость, потому что ты с ними будешь по-хорошему, а они к тебе обернутся свиньей. Возьмем, к примеру, простую семью. Если не будешь воспитывать ребенка в строгости, с ремешком, то он вырастет жулик или хулиган, а дети, Люба, цель нашей жизни. А если не иметь цели, то можно повеситься или застрелиться (вот вам пример: Маяковский, Есенин).

Вот, Люба, к примеру, у вас на заводе работает инженер с высшим
образованием и имеет в своем подчинении 10-12 человек. Он может приказать им что-нибудь только по работе,а после работы или во время выходного дня они ему у уже не подчиняются и могут делать, что хотят, как говорится, ты сам по себе, а я сам по себе. У нас такого положения быть не может. У меня в роте 97 красноармейцев и младшего комсостава. Я могу им в любое время отдать любое приказание, и они выполнят его беспрекословно, точно и в срок,
согласно Уставау и воинской дисциплине, хотя я имею образование 5 кл.".


Потом его самого хорошенько повоспитывали старшие по званию, и он продолжает письмо:

А вообще, Люба,-- писал он,-- жизнь армейская, конечно, не сахар. Это же есть такие люди, которые пользуются своим положением не для укрепления воинской дисциплины, а совсем обратное, с целью, чтобы издеваться над своими подчиненными. И, конечно, в гражданской жизни такого положения не бывает, потому что там каждый человек отработал свои восемь часов на производстве, считает себя свободным, и, если какой инженер или мастер прикажет ему что-нибудь, так он может послать его куда подальше и правильно сделает

Лучше просто не проиллюстрируешь...

Дядя Вова всё ещё из последних сил надеется, что вокруг не чужая планета, а родная Земля: а вдруг там Средиземное море плещется?). Слишком уж трудно для него осознать такую правду - он до последней возможности лелеет надежду. Гедеван же поверил почти сразу (помните в самом начале - или?)

Далее, мы между делом узнаём, что все моря на Плюке были переделаны в луц, т.е. в топливо. Т.е. пустыня, которую мы видим в начале фильма, есть пейзаж вовсе не локальный, а повсеместный. Что тут говорить: если добыча нефти, газа и прочих полезных ископаемых, вырубка лесов, загрязнение рек будет на Земле продолжаться теми же темпами, что и сейчас - Плюк у нас не за горами... Как ловко, одним штрихом, одной фразочкой высветил режиссёр эту мрачную перспективу, поднял огромный пласт земных экологических проблемм!

Ну и, наконец, апофеоз сцены: скрипач не нужен!
Конечно, Скрипач стал нравиться пришельцам всё меньше, по мере того как стал обретать свой голос. Не прибавила ему популярности среди артистов и кража ложки. А главное, видимо они решили, что Прораб, оставшись без попутчика будет более сговорчив. Ловко выманив у Гедевана деньги (в туалет с деньгами нельзя! - это шедеврально), они его просто катапультируют из пепелаца незаметным нажатием каппы.

  • Правда непонятно, как такая громадная ржавая катапульта отделилась так тихо, что В.Н. не заметил. Должен бы быть жуткий скрежет.


Тем не менее, В.Н. быстро сориентировался, чем можно заставить аборигенов повернуть назад на поиски Скрипача - он угрожал сжечь последнее бесценное КЦ! Чем хорош дядя Вова, так тем, что он очень быстро и точно умеет найти рычаги управления в любой ситуации. В данном случае он мгновенно находит верное решение - управлять аборигенами можно только с помощью КЦ!
Последний раз редактировалось Господин ПЖ 27-10, 15:21, всего редактировалось 7 раз(а).
Аватара пользователя
Господин ПЖ
Губернатор планеты Плюк
Губернатор планеты Плюк
 
Сообщения: 3730
Зарегистрирован: 06-06, 12:40
Откуда: Планета Плюк, 215 в Тентуре, галактика Кин-дза-дза в Спирали

Сообщение Скалозуб » 28-09, 18:58

Господин ПЖ писал(а): Гедеван проявляет любопытство (там что, мотор?). Интересно, что Машков почти не интересуется ничем на Плюке, его главная задача выжить и вернуться домой.

Да, это очень верно подмечено. Машков почти не интересуется всякими инопланетными чудесами типа телепортации, межзвездных кораблей и прочего. Но возникает вопрос – почему? Потому что он тупой и примитивный человек, неспособный осознать уникальность положения, в котором они оказались? Нет, такой ответ не подходит. Тупым и примитивным Владимира Николаевича назвать нельзя. Потому что он слабовольный и непрактичный мыслитель, этакий философствующий монах, отстраненно взирающий на суету земной жизни? Подобное объяснение не подходит еще больше. Дядя Вова человек очень жизнелюбивый и очень волевой, привыкший жить «здесь и сейчас», в этой конкретной жизни. К каким-то возвышенным философским абстракциям он никакой склонности не имеет. Тогда в чем же причина его стоического, равнодушного отношения к окружающей фантастике? Такая причина есть. И авторы фильма на нее несколько раз указывают косвенным образом, хотя прямо ничего не говорят. Это любовь Владимира Николаевича к жене. При разборе сцены 9 (Рубка пепелаца. Те же и контрабандист), господин ПЖ пишет: «Владимир Николаевич всё ещё не верит, что он попал на другую планету. Смириться с этим ему будет очень тяжело. Он про себя ругает ни в чём не повинную жену, пославшую его за хлебом и макаронами. Кстати, очень характерная защитная реакция для сильных личностей - виноват не я, а обстоятельства». Да в том-то и дело, что не ругает он жену! И не пытается он найти виноватых! Уж если бы надо было найти крайнего, он бы вспомнил босого инопланетянина (козел с дырочками!) или Гедевана, втянувшего его в эту историю (тем более, что на Скрипаче сорвать зло было бы гораздо легче – он ведь здесь, под рукой). Но мысли Владимира Николаевича, буквально против его желания, все время возвращаются к жене. О чем бы он ни пытался думать, в конце концов оказывается, что он все равно думает о Люсеньке. Это очень хорошо проявится в сцене с тачаначницей, когда Машков предлагает ей проникнуть в его мысли:
«- Я понимаю, у вас не верят словам, ну вот что я сейчас думаю.
- Что твоя жена по моргам звонит.
- Нет, вот что конкретно сейчас думаю.»
В этом эпизоде дядя Вова усилием воли (а воля у него очень даже неслабая!) пытается заставить себя НЕ думать о жене, но все равно думает. Именно любовь к жене является тем основным мотивом, который управляет поведением Машкова на протяжении всего фильма. Именно надежда когда-нибудь снова увидеть Люсеньку побуждает его совершать просто невероятные подвиги, после каждой катастрофы снова подниматься на ноги, и даже ломать свой гордый характер вдоль и поперек… Когда чуткий Би уговаривает Машкова надеть колокольчик, он интуитивно нащупывает самое уязвимое место нашего героя: «Владимир Николаевич, у тебя дома жена, сын двоешник, за кооперативную квартиру не заплачено, а ты тут мозги пудришь. Плохо кончится, родной». И гордый Прораб сразу же уступает «Ладно, Скрипач, поиграем в эти игры...». В этом и заключается причина его удивительного равнодушия к чудесам галактики Кин-Дза-Дза. Люсенька для него гораздо важнее, чем все галактики, вместе взятые. И только когда на планете Ханут Машкову скажут, что никакой надежды вернуться на Землю больше нет и Люсенька потеряна для него навсегда, этот сильный и волевой человек капитулирует. Он просто снимет дыхательный аппарат и пойдет умирать, больше не обращая ни на что внимания…
Аватара пользователя
Скалозуб
Зажиточный чатланин
Зажиточный чатланин
 
Сообщения: 23
Зарегистрирован: 01-09, 16:51
Откуда: Планета Узм

Сообщение Тачаночница » 28-09, 20:40

Да просто В.Н. - взрослый, немолодой, тёртый человек с соответствующими проблемами (отношение к жене действительно отражено в фильме замечательно: "Люська, родная, зараза, дались тебе эти макароны!" и потом, в сцене межпланетных переговоров), а Гедеван - очень юный, фактически подросток, и интересы у него, соответственно, мальчишеские. Очень хорошо отражена чисто кавказская коммерческая жилка Гедевана ("чтобы такой маленький пацак был таким меркантильным кю!") в сочетании с почти нереальной невинностью ("Ну и какое в этом удовольствие?" - "Не понимает... Молодой ещё!"). Отсюда же его постоянные попытки выглядеть большим и взрослым - требования называть себя по имени-отчеству, "проследить за своим лексиконом" и т.д.
Изображение Изображение "Как советы давать - так все чатлане!" (с)В.Н.
Аватара пользователя
Тачаночница
Советник г-на ПЖ
Советник г-на ПЖ
 
Сообщения: 152
Зарегистрирован: 14-08, 13:56
Откуда: СПб

Сообщение Господин ПЖ » 01-10, 14:31

Сцена 16. Эцилопп.

Изображение

СМОТРЕТЬ ВИДЕОФРАГМЕНТ ЭТОЙ СЦЕНЫ

МАШКОВ: Гедеваа-аан! Скрипа-ач! Скрипач! Ну куда он мог деться?
УЭФ: Ну тебе же говорят — его эцилоппы выловили.
БИ: Ну полетели, родной.
МАШКОВ: Убить вас мало!.. Связывайся по рации с эцилоппами!
УЭФ: Рации у нас нет, мы её выкинули. [По ней всё время помощь вызывают. Надоело.]
МАШКОВ: Я сейчас приду, проверю...
УЭФ (в страхе): Эцилопп!
БИ (Машкову): Цак одень, быстро... Цак одень.
МАШКОВ: Перебьётся.
БИ (Пруну, истерически): Ку!
УЭФ (Пруну, почтительно): Ку.
БИ (Машкову): Одень, транклюкирует. И тебя, и спичку.
УЭФ (Пруну, просяще): Ку.
БИ (Пруну, подобострастно): Ку!
МАШКОВ (Пруну, развязно и с улыбкой): Здравствуйте. Слушай, друг, мы тут парнишку потеряли, не попадался?
ПРУН (вкрадчиво, как бы спрашивая: «Ты что, пацак, сумасшедший? Смерти ищешь?»): Ку-у?
МАШКОВ: Чего? О! Извини, забыл... Говорят, вы подобрали его.
ПРУН (показывает куда-то за спину Машкова): Ку-у... (Проучив безумного пацака, говорит в свой интерком.) Ку.
УЭФ: Я говорил, Скрипач не нужен? Я говорил? На что теперь луц купим? На что? На что?
БИ: Ну и зараза же ты, родной...
УЭФ: Он хуже. Он просто кю. (прослушать)

БИ (в ужасе): Ааахыы!! Ааа...
УЭФ (в шоке): Ыыыыы... Ыыыыы...
МАШКОВ (осознал, какую ошибку совершил): Тьфу!
УЭФ (у него сейчас инфаркт будет): Ыыыыы... Ыыыыы...
МАШКОВ: Такое предложение. Находим Скрипача, летим к местному правительству...
БИ: Принеси песочку, родной...
МАШКОВ: Говорим, кто мы, откуда... Они нам гравицаппу дают, а мы организуем взаимовыгодную торговлю — вы нам штаны жёлтые, а мы вам КЦ сколько хотите.
БИ: К правительству лететь — гравицаппу надо иметь, правительство на другой планете живёт, родной.



Итак, пепелац останавливается и его пилоты с пассажиром высаживаются на поиски Скрипача. И тут появляется эцилопп. Обратите внимание на эту развязную походочку, на эту ехидную ухмылочку... Да это же наш старый добрый знакомый - работник ГИБДД (тогда это называлось ГАИ). Не буду утверждать, что они все такие, наверняка многие из них честные и трудолюбивые люди, занимающиеся нужным и важным делом - поддержкой порядка на дорогах. Но, увы, замечательный актер Валентин Букин очень точно изобразил типичного представителя этой профессии. Я сам видел именно таких товарищей в форме, именно с таким выражением лица (я не вожу машину, а уж те кто водят встречаются с ними ежедневно).

Впрочем, тут видна пародия на любого представителя власти при тоталитарном режиме. Почему именно тоталитарном? А потому что именно там любой представитель власти чувствует свою полную безнаказанность по отношению к нижестоящим. В демократической стране (ну пусть хоть наполовину, на четверть демократической), представитель власти хотя бы теоретически может быть наказан за неподобающее поведение. Цепочка известная: жалоба-проверка-суд-штраф (или увольнение, или тюрьма). В тоталитарных странах эта цепочка обычно обрывается на этапе "жалоба".

В демократическом государстве задача представителя власти - выполнять возложенные на него обязанности. В тоталитарном - создавать перед начальством видимость выполнения обязанностей. А также выполнять любые прихоти начальства.

Начальству нравишься? Значит работаешь нормально. А мнение твоих подчинённых, мнение народа никого не интересует. Отсюда берёт корни коррупция, которая на Плюке достигла своего апофигея:

Посмотрите как легко улаживаются любые вопросы при помощи денег: платишь чатлы инспектору - и нет никаких нарушений! Можно ходить без цака, петь без клетки, ходить без намордника и не радоваться.

Кстати, один из важных элементов тоталитарной системы - наличие заведомо невыполнимых, идиотских законов. При этом вполне можно нормально жить, нарушая эти законы, просто надо почаще доставать перед эцилоппами мешочек с чатлами. Ну или оказывать иные услуги: ты мне - я тебе. При этом, пока ты лоялен власти, к тебе никаких вопросов, но стоит перестать быть таковым, и тебе сразу предъявляется счёт за все твои истинные и мнимые прегрешения.

И в случае чего у власти всегда есть оправдание: что вы, какие политические репрессии? Мы его посадили на нарушение законов!

При этом умалчивается, что законы были специально придуманы так, что их нельзя не нарушить, чтобы хоть как-то нормально жить и работать, и что к тем, кто точно также их нарушает, но молчит в тряпочку, никаких претензий у власти нет.

Итак, в этом эпизоде уже сразу видно, что за власть на Плюке: коррупция - необходимый элемент тоталитарной власти, это её смазка. Без тотальной коррупции она просто не работает (впрочем есть альтернативный механизм - тотальный террор).

Конечно, коррупция есть и в демократических странах, и ещё какая! Но там коррупционеры не чувствуют себя столь свободно и безнаказно. Там это стыдливо прячется, и, случается, сурово наказывается. Судя по поведению эцилоппа, на Плюке коррупция в порядке вещей - он даже не произносит ни единого слова. Просто демонстрирует новичку действие транклюкатора на подвернувшейся по случаю трубе с песком.

Кстати, любопытно, зачем плюкане строят посреди песчаной пустыни эти трубы с песком? Даже не пытайтесь это понять - земная логика, очевидно, здесь не работает...

Хотя в сценарии есть любопытнвй эпизод, не вошедший в фильм:

Пустыня.

Внизу по песку никем не ведомый трехколесный трактор, катил на прицепе конусообразные вагоны. За вагонами шло несколько человек с ведрами.
- Что они везут? - спросил Гедеван.
- Песок везут, - сказал Би.
- Куда?
- В другой песок.
- А зачем?
- Когда песок на месте лежит - он песок и больше ничего.
- А когда его туда и обратно возят - это уже деньги, - объяснил Би.


Теперь разберём финал сцены, когда эцилопп, наконец, улетает, отобрав у нищих артистов весь кошелёк с чатлами.

Дядя Вова теряетт самообладание и делает то, что привык делать в таких случаях...

Конечно же, он закуривает. Истатив последнюю спичку.

Всё - больше он артистам не интересен: принеси песочку, родной...
Нет КЦ - нет цели. А если нет цели, то...

Напоследок мы узнаём любопытную деталь: правительство - на другой планете. Значит здесь - провинция, захолустье. Ну что ж, вполне закономерный итог, верно подмеченный авторами игры "Цивилизация":

При диктаруре и монархии по мере удаления от столицы уровень коррупции резко возрастает.

До Плюка просто никому нет дела, это забытый Богом уголок Вселенной. Возможно, где-то там, на Планете Правительства есть мудрый и добрый батюшка-царь. Просто он забыл про Плюк, много у него таких планет есть, за всеми не углядишь...

Вот ещё один увесистый булыжник в огород сторонников жёсткой руки, диктатуры или монархии: даже самый лучший батюшка-царь не может уследить за всеми уголками огромной империи. А демократия, при всех её минусах, самоорганизующаяся система. В этом её сила.
Последний раз редактировалось Господин ПЖ 01-09, 17:30, всего редактировалось 3 раз(а).
Аватара пользователя
Господин ПЖ
Губернатор планеты Плюк
Губернатор планеты Плюк
 
Сообщения: 3730
Зарегистрирован: 06-06, 12:40
Откуда: Планета Плюк, 215 в Тентуре, галактика Кин-дза-дза в Спирали

Сообщение Glazz » 01-10, 21:52

Тачаночница писал(а):Да просто В.Н. - взрослый, немолодой, тёртый человек с соответствующими проблемами (отношение к жене действительно отражено в фильме замечательно: "Люська, родная, зараза, дались тебе эти макароны!" и потом, в сцене межпланетных переговоров),


Кхм... Если уж быть точным, то не Люська, а Люсенька. Даже в такой, прямо скажем, непростой ситуации к жене он относится с нежностью. Знаю я немало людей, которые в подобных случаях кроют свою благоверную почем зря.
Изображение Изображение Изображение Когда нет цветовой дифференциации штанов - нет цели!
Аватара пользователя
Glazz
Эцилопп
Эцилопп
 
Сообщения: 244
Зарегистрирован: 06-06, 20:47

Сообщение Господин ПЖ » 02-10, 15:20

Сцена 17. Прораб и Скрипач.

ГЕДЕВАН: Дядя Вова! Я здесь! Здесь...

МАШКОВ: Скрипач!
ГЕДЕВАН: Что?
МАШКОВ: А где... Мой этот, как его...
ГЕДЕВАН: Цак?
МАШКОВ: Ну?
ГЕДЕВАН: У меня.
МАШКОВ: Так дай его!
ГЕДЕВАН: А здесь зачем?
МАШКОВ: Ну дай, тебе говорят!
ГЕДЕВАН: Нет же никого... Это мой.
МАШКОВ: Так и держи его наготове.

МАШКОВ: Спишь?
ГЕДЕВАН: Нет.
МАШКОВ: Не унывай, Скрипач. Если есть на этом Плюке гравицаппа, так достанем. Не такое доставали...


Итак, пришельцы снова вместе. Снова одни в пустные, на чужой планете. Казалось бы, сюжет вернулся в исходную точку. Но это не так! Оба уже кое чему научились на Плюке. Например, дядя Вова, убедившись в силе транклюкаторов, уже со всей серьезностью относится к цаку: просит у Гедевана дать ему цак и держать наготове свой. Ибо местная власть, как выяснилось, шутить не любит... Однако, утративший былую бесшабашность дядя Вова тем не менее сохраняет оптимизм: гравицаппу мы достанем - и не такое доставали! Этот оптимизм, уверенность в себе, но уже в сочетании с осторожностью и позволили пришельцам в конечном счёте вернуться домой. Хотя впереди будет ещё момент полного отчаяния... Этот маленький эпизодик в какой-то мере является переломным: Машков начал воспринимать происходящее всерьёз, начал учитывать опасность и приспосабливаться к обстоятельствам.

Кстати, в сценарии вместо этого эпизода есть два других:

Машков сел на обломок трубы. Задумался. Так он сидел долго. Потом спрятал погасший чинарик в печку, встал, взобрался на обрез трубы, огляделся. Кругом пески, пески… И вдруг: - Дядя Вова!
Машков замер. Оглянулся.
Из открытого люка среди обломков трубы торчала голова Гедевана.

Подземелье.

Машков и Гедевая с вещами шли по освещенному матовым светом туннелю.
- Вот! - возбужденно шепнул Гедеван, когда они свернули за угол.
В нише стоял летательный аппарат на высоких ножках.
- Пепелац? - тихо спросил Машков.
- Наверное… Пойдемте, там еще что-то есть! - Гедеван был очень возбужден.
Прошли еще метров двадцать. Гедеван остановился.
- Вот! - он показал на стену. - Тот с вашей сумкой, такой же был!
На стене был высечен барельеф: существа с хоботком катаются на карусели.
- Пойдемте! Это еще не все! - позвал Гедеван.
Пошли.
- А людей ты тут не встречал? - спросил Машков.
- Сейчас сами все увидите, - загадочно улыбнулся Гедеван.
- Одень цак, - потребовал Машков.
- Зачем? Тут можно так.
- Одень!
Гедеван неохотно нацепил колокольчик.
Свернули в узкий коридор.

Мастерская.

Здесь! - шепнул Гедеван и открыл асбестовую дверь. Они вошли в закопченное помещение с низким потолком. Вдоль стен на крюках висели брезентовые маскхалаты. На полу валялись кисти, обрезки материи, резины, пластика. Возле обитой медными пластинками, двери стояли чаны с краской и большой чугунный аппарат, напоминающий ножную швейную машинку без кожуха.
- Теперь - смотрите! - прошептал Гедеван и переключил вмонтированный в стену рубильник.
Тихо заскрежетала плюканская музыка. Медная дверь бесшумно растворилась и в комнату, пританцовывая, вошла изящная девушка в серебристом плаще. В руке она держала керамическую пиалу.
- Ку-у, - нежно пропела девушка, остановившись перед землянами и грациозным движением дотронулась пальчиком до своей высокой прически.
- Ку, - сказал Гедеван и похлопал себя по голове. - Знакомьтесь, это Владимир Николаевич, -представил он Машкова.
- Здравствуйте, - Машков тоже пошлепал себя по макушке.
- Ку-у-у, - снова пропела девушка. Она взяла из пиалы шепотку песка, подняла руку, запрокинула голову и струйка песка полилась на ее лицо.
- Чего она говорит? - тихо спросил Машков Гедевана.
- Песок хвалит.
- Ку! - девушка откинула пиалу и закружилась в плюканском танце.
- Спроси: это ее ракета там стоит? - шепнул Машков.
Сейчас. Девушка, скажите, пожалуйста, - Гедеван пошел к танцовщице. И… прошел сквозь нее.
Машков оторопел.
Гедеван сиял.
- Видели, смотрите! - Гедеван провел рукой. Рука беспрепятственно пересекла девушку. -Это объемное видео! – крикнул он. - Переключите вниз. Там еще лучше программа идет! Машков нерешительно передвинул рычаг.
Музыка смолкла. Видео-чатланочка исчезла.
- Ы-ы-ы… - вывел трели сильный драматический тенор и в комнату стремительно вошел кучерявый мужчина в сиреневых галифе и куртке с ажурными резиновыми кружевами. За ним, на четвереньках, поспешал безволосый толстяк с колокольчиком между ноздрей.
Оба проскочили сквозь Гедевана и затормозили перед Машковым.
- Ку! - Кучерявый дотронулся до плеча Безволосого, показал ладонь Машкову, крикнул: «Ку!» и взял на самой высокой ноте: “Ы-ы-ы”.
- А этот, что хочет? - спросил Машков.
- Это не то! Дядя Вова, еще чуть ниже переключите! - попросил Гедеван.
Машков переключил.
Кучерявый с Безволосым исчезли.
- Ку! - раздался грозный окрик и в комнате появился нече-
санный малый в брезентовом плаще.
- Эх! Это тоже не то! Дайте я сам. Тут такие девушки… Вах !
Гедеван хотел пройти сквозь малого, но наткнулся на него.
Малый оказался из плоти.
- Кю! - выругался Малый.
- Извините, пожалуйста!
- Ку! - Малый показал гостям, чтобы они убирались.
- Секундочку! Товарищ, это ваш пепелац там стоит? - спросил Машков.
- Ку! - Малый снова указал на дверь и поднял с пола железный прут.
- Спокойно! Не торопись, родной! Такое предложение! Мы пацаки с планеты Земля. У нас там кц - во! - Макшов провел ребром ладони по лбу. - Если ты доставишь нас на Землю, мы дадим тебе столько кц, сколько сможешь увезти. Идет?
- Детина опустил прут:
- Покажи кц, - попросил он.
- Нет с собой. Все дома осталось. Там! - Машков показал пальцем на потолок, - Вот только коробка от кц. На, смотри! - он достал коробок из-под спичек. - Видишь?
- Пойдем, - сказал Малый и вышел в коридор.

Они шли по тоннелю.
Извините, то что мы видели - это голография? - спрашивал Гедеван Малого.
- Нет. Это Пж, - ответил Малый и свернул в узкий коридор.
- Э… Гражданин! Господин чатлан! - позвал Гедеван.
- Чего?
- Извините, но пепелац там, - Гедеван показал в обратную сторону.
- Там чужой. Мой тут, - сказал Малый и нажал на кнопку. Стена раздвинулась, за ней оказалась пустыня.

Ворота в пустыне.

Малый показал, что надо выходить.
Гедеван ступил на песок. Машков задержался.
- Слушай, - сказал он. - Только учти, мы номер свой не знаем.
- Учту,- кивнул Малый. - Иди.
Машков повернулся. И тут получил сильный пинок под зад.
Он пробежал несколько шагов и упал в песок.
Ворота с лязгом сомкнулись.
- Так! Спокойно! - Машков вскочил, кинулся к воротам.
Хотел было раздвинуть их, но тут же отдернул руку.
- Дядя Вова! - крикнул Гедеван.
- Спокойно! Этот гад электричество включил!
- Железная дорога!
Последний раз редактировалось Господин ПЖ 01-09, 17:41, всего редактировалось 2 раз(а).
Аватара пользователя
Господин ПЖ
Губернатор планеты Плюк
Губернатор планеты Плюк
 
Сообщения: 3730
Зарегистрирован: 06-06, 12:40
Откуда: Планета Плюк, 215 в Тентуре, галактика Кин-дза-дза в Спирали

Сообщение Господин ПЖ » 03-10, 12:06

Сцена 18. Тачаночница.

Изображение

МАШКОВ (заметил тачанку): Спокойно! (Кричит водительнице тачанки.) Э! Стой!
ЦАН: Ку!
МАШКОВ: Слушай, подбрось до Центра!
ЦАН: Пацак, остановись.
МАШКОВ: Чего?
ЦАН: Ближе не подходи. Что надо?
МАШКОВ: До Центра подвези!..
ЦАН: Три чатла.
МАШКОВ: Нет денег! Но мы отработаем!
ЦАН (скептически): А что ты можешь?
МАШКОВ: Я? Я всё могу!
ЦАН: А короче?..
ГЕДЕВАН (кричит, надрываясь): Владимир Николаевич – строитель! Прораб! Мы вам дом построим!
ЦАН: А ты что можешь?
ГЕДЕВАН: Я?
МАШКОВ: На скрипке умеет играть!
ЦАН: Сыграй... Сыграй.
ГЕДЕВАН: Я не умею!
ЦАН: Пока, пацаки.
МАШКОВ: Гражданочка! Подожди! Я умею!
ЦАН: Играй!
МАШКОВ: Здесь?
ЦАН: Там!
ЦАН: Подожди... Звук сделаю... Играй. И пой.
МАШКОВ: Ща, ща... Как это... (Поёт.) Мама, мама, что я буду делать...
ЦАН (искренне, с придыханием): Класс!
МАШКОВ: Чего?
ЦАН: Класс, говорю.
МАШКОВ (с улыбкой): Народу нравится.
ЦАН: Чего?
ГЕДЕВАН (кричит, надрываясь): Народу нравица!!!


Интересная сцена, выявляющая кто чего стоит. Владимир Николаевич всё умеет - и дом построить и пепелац починить и даже, как выяснилось, играть на скрипке. :lol: Пусть хоть как-то, примитивно, но... народу нравится (с) Гедеван же не смог предъявить ничего...

Теперь обратимся к нашей новой знакомой, тачаночнице Цан (так её звали по сценарию). Посмотрите, как ей сразу понравилось примитивное пиликание Машкова! "Класс!" - говорит она. В чём тут дело? А дело в том, что на фоне какофонического "Ы-ку-Ы-ку" в исполнении Уэфа и Би "Мама" действительно класс. Просто культура на Плюке находится на крайнем уровне деградации (или на зачаточном уровне развития). Здесь и "мама" - шедевр. Казалось бы нам, землянам, есть чем гордиться! Но не торопитесь, прислушайтесь к том что "хавает" наш среднестатистический "пипл". Сердючка, ШурА, "муси-пуси" и прочая отборная попсятина-пошлятина - ну чем не "мама"? Так что и здесь гениальный режиссёр провидчески показал полную деградацию массовой культуры.

Впрочем, массовая культура никогда особо не отличалась изысканностью. Высокое искусство всегда было, есть и будет для избранных. Для людей с тонкой настройкой души. И тем не менее, чем больше деградирует общество тем больше деградирует и массовое искусство (которое является зеркалом общества). И это весьма печально. Не последнюю роль в этом процессе играет "зомбоящик", и прочие СМИ - тиражирующие низкопробную попсу, вдалбливающие пресловутую "маму" в головы зрителей и слушателей. Есть известный факт: любая мелодия, прослушанная очень много раз, становится как бы родной, к ней не очень разборчивый слушатель привязывается, она ему начинает нравиться. "Шлягерами" становятся мелодии и клипы, которые крутят без конца - с утра до вечера по всем каналам. Это не что иное как зомбирование. Возникает закономерный вопрос - зачем? Ответ прост: когда люди тянутся к высокой культуре, повышается их общий уровень духовного развития, появляются новые запросы, они начинают думать, сомневаться... В конце концов, ими становится труднее управлять, их труднее прогнозировать, им труднее сбывать массовый ширпотреб. А это уже прямой удар по интересам власти и финансовых групп, на которые эта власть оппирается!
Последний раз редактировалось Господин ПЖ 01-09, 17:32, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
Господин ПЖ
Губернатор планеты Плюк
Губернатор планеты Плюк
 
Сообщения: 3730
Зарегистрирован: 06-06, 12:40
Откуда: Планета Плюк, 215 в Тентуре, галактика Кин-дза-дза в Спирали

Сообщение Glazz » 03-10, 21:15

Господин ПЖ писал(а):
Впрочем, массовая культура никогда особо не отличалась изысканностью. Высокое искусство всегда было, есть и будет для избранных. Для людей с тонкой настройкой души. И тем не менее, чем больше деградирует общество тем больше деградирует и массовое искусство (которое является зеркалом общества). И это весьма печально. Не последнюю роль в этом процессе играет "зомбоящик", и прочие СМИ - тиражирующие низкопробную попсу, вдалбливающие пресловутую "маму" в головы зрителей и слушателей. Есть известный факт: любая мелодия, прослушанная очень много раз, становится как бы родной, к ней не очень разборчивый слушатель привязывается, она ему начинает нравиться. "Шлягерами" становятся мелодии и клипы, которые крутят без конца - с утра до вечера по всем каналам. Это не что иное как зомбирование. Возникает закономерный вопрос - зачем? Ответ прост: когда люди тянутся к высокой культуре, повышается их общий уровень духовного развития, появляются новые запросы, они начинают думать, сомневаться... В конце концов, ими становится труднее управлять, их труднее прогнозировать, им труднее сбывать массовый ширпотреб. А это уже прямой удар по интересам власти и финансовых групп, на которые эта власть оппирается!


Согласен. Назначение масовой культуры - удовлетворять запросы интеллектуального большинства, соответственно, утонченной быть она никак не может. Масскультуре нужен прогнозируемый потребитель, которого сама же она и взращивает.
Изображение Изображение Изображение Когда нет цветовой дифференциации штанов - нет цели!
Аватара пользователя
Glazz
Эцилопп
Эцилопп
 
Сообщения: 244
Зарегистрирован: 06-06, 20:47

Сообщение Господин ПЖ » 04-10, 17:28

Сцена 19. На тачанке.

ЦАН (показывает Гедевану, как надо петь): Ы-ку, ы-ку, ы-ку, ы-ку, ы-ку, ы-ку, ыыыы...
ГЕДЕВАН (пытается повторить): Ы-ку, ы-ку, ы-ку, ы-ку, ы-ку, ы-ку, ыыыы... (Это последнее «ыыыы» он берёт выше, чем следует.)
ЦАН (недовольна; показывает, как надо): Ы! Ы!
ГЕДЕВАН (берёт «мимо ноты»): Ы! (Берёт очень высоко.) Ыы!
ЦАН (разочаровалась в вокальных способностях Гедевана): Нет...
ГЕДЕВАН: Давайте я барабанить буду.
ЦАН: Как?
ГЕДЕВАН: Там-тыдибидидим пидибидидам пидибидибим пидиби-дам-дам-дам тибиди...
ЦАН (Машкову): Прораб! Скрипач не нужен! (прослушать)
МАШКОВ: Ничего, он не помешает. Дай нам водички попить, а?
ЦАН: Я же сказала, после выступления.
ГЕДЕВАН: А мы бы и так могли взять. Силой. Тогда бы ты у нас просила.
ЦАН (презрительно): Оо! Дотронешься — эцилопп прилетит, ноги выдернет.
ГЕДЕВАН: Да чихал я на вашего эцилоппа!
МАШКОВ: Спокойно, Скрипач, не раздражай даму...
ЦАН (польщённая заботой Машкова, пытается его соблазнить, под видом наглядного урока, как именно-де нужно петь и плясать): Прораб! (Закладывает в рот пружинку.) Уууу-ы-уууу. Гляди. (Пляшет, вертя бёдрами.) Ыку-ыку-ыку-ыку, ыку-ыку-ыыыы. Ыку-ыку-ыку-ыку-ыыыы.
МАШКОВ: Ну я понял, понял. Понял. Слушай, у тебя нет кого-нибудь с гравицаппой и пепелацем?
ЦАН: Зачем?
МАШКОВ: Ну, подбросил бы нас на Землю, мы б тебе ящик КЦ, и ему...
ЦАН (презрительно издаёт высокий звук с помощью пружинки): Ээ!
МАШКОВ: Я понимаю, у вас не верят словам… Ну вот что я сейчас думаю?
ЦАН: Что твоя жена по моргам звонит.
МАШКОВ: Нет, вот что конкретно сейчас думаю?
ЦАН: Что отдашь.
МАШКОВ: Ну, значит правда.
ЦАН: Ха! Какой дурак на Плюке правду думает? (Передразнивает мысль Гедевана.) Абсурд!
ГЕДЕВАН: Вот потому, что вы говорите то, что не думаете, и думаете то, что не думаете, вот в клетках и сидите. И вообще, весь этот горький катаклизм, который я здесь наблюдаю, и Владимир Николаевич тоже...(прослушать)


В этой сцене ключевой фразой является

- Какой дурак на Плюке правду думает? Абсурд.

И последующий ответ Гедевана. Но прежде чем перейти к ключевой фразе, обсудим кратко саму сцену. Сначала Цан учит В.Н. работать с бандурой. Гедеван предлагает подключить к выступлению свой импровизированный "барабан". И опять вдруг: скрипач не нужен!

Почему бы это? Мне думается вот что: Скрипач любопытный и инициативный, он не вписывается в нормы поведения на Плюке. Кроме того, он неуважительно относится к установившейся здесь субординации (чихал я на вашего эцилопа). В.Н. тоже так делал, но встреча с реальным эцилопом и демонстрация действия транклюкатора быстро усмирили его гордыню. Гедеван ещё слишком молод и горяч, да к тому же грузин (а грузины и другие жители Кавказа, как известно, народ гордый). Поэтому - скрипач не нужен (с).

Машков в этой сцене, как всегда, занят вопросами выживания: где бы достать воды, еды, как бы вернуться домой. Параллельно он думает о жене, переживает, что она, возможно, сейчас звонит по моргам...

Теперь вернёмся к ключевой фразе - на Плюке "правду думают" только дураки. В этом месте фильм очень перекликается с романом-антиутопией Дж. Оруэла "1984". Помните, там было такое понятие "мыслепреступление"? Человека могли осудить и уничтожить даже за "неправильную" мысль! По-видимому, на Плюке сложилась тоже подобная система. Ведь жители этой планеты умеют читать мысли друг друга. В итоге получилась система, где уровень интимности сведен к нулю. У обитателя планеты нет ничего сокровенного, недоступного другим - даже мыслей! Следовательно, стерты все индивидуальности, все жители Плюка - винтики системы. Отсюда эта потрясающая землян покорность эцилопам, да и любому, кто этой покорности потребует (далее мы увидим как легко и без сопротивления пришельцы подчиняяют себе эцилопов, да и самого господина ПЖ).

Именно с интимности начинается индивидуальность личности. С индивидуальности начинается плюрализм мнений. С плюрализма начинается демократия. Не зря любой тоталитарный режим изо всех сил борется с интимностью! У человека-винтика системы не должно быть своего сокровенного уголка! Жизнь должна быть напоказ. Не приветствуется оригинальность, какие-то необычные увлечения и т.д. И, разумеется, строго регламентируется половая жизнь. Государство лезет всюду, во все щели. Его интересует с кем ты спишь и как ты спишь. И сколько раз. И не дай Бог что-то нестандартное, нерегламентированное государством и общественной моралью!

Вот она - основа тоталитарных режимов всех времён и народов: установление тотально контроля, устранение любой интимности. Вон он "горький катаклизм", который Гедеван здесь наблюдает, да и
Владимир Николаевич тоже...

А у саимих-то дома что?

Нет, конечно, за мыслями контроль ещё не установлен, но... тот режим что был в СССР в те годы очень многое сделал для стирания индивидуальности в людях. Комуналки лишали людей элементарного личного пространста. Партсобрания бесцеремонно ворошили сексуальную жизнь коммунистов. Система доносительства (непременный аттрибут любого тоталитарного режима) работала исправно, не оставляя людям островков личной жизни. Правда, к моменту выхода фильма тоталитарный режим несколько смягчился. Но многое ещё оставалось на своём месте: граждане СССР и других стран социализма всё ещё говорили (публично) не то, что думали, и делали не то, что говорили. А кто был не согласен с этим порядком, сидел по тюрьмам, лагерям, психушкам или эмиграциям.

Были, конечно, и те, кто говорил то что думал, а думал строго в рамках парадигмы тоталитарного режима. Но это - особый случай. И таких людей было не так уж много: слишком трудно было не замечать очевидного. Не всякий на это способен.
Последний раз редактировалось Господин ПЖ 26-11, 11:41, всего редактировалось 2 раз(а).
Аватара пользователя
Господин ПЖ
Губернатор планеты Плюк
Губернатор планеты Плюк
 
Сообщения: 3730
Зарегистрирован: 06-06, 12:40
Откуда: Планета Плюк, 215 в Тентуре, галактика Кин-дза-дза в Спирали

Пред.След.

Вернуться в Фильм

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0

Создать форум

| |